Мышление и речь. Интеллектуальная функция речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Проблема взаимосвязи речи и мышления является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 47.81 Кб (Скачать)
  • Введение.

Проблема взаимосвязи речи и мышления является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию. В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.

1.Виды речи.

Речь людей  в зависимости от различных условий  приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической. Внешняя речь служит общению хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем, поэтому ее основной признак доступность восприятию слуху, зрению других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную обычную звуковую разговорную речь и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств, как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание, Но письменная речь обладает другим преимуществом она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер например, ответ ученика на вопросы учителя. Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей. Внутренняя речь это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова подлежащего или сказуемого. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

  2.Связь мышления и речи.

 Мышление  взрослого, нормального человека  неразрывно связано с речью.  Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать  вне языка, вне речи. Мы мыслим  словами, которые произносим вслух  или проговариваем про себя, т.  е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые артикуляционные микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической ручной речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление это речь, лишенная звучания речь минус звук, как считают некоторые буржуазные ученые, а речь озвученное мышление. Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом корень, коса, ключ, реакция и т. д т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

3.Речь и ее функции.

Речь имеет  общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова не пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский. Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически. Итак, одна из функций речи служить средством общения между людьми. Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь в частности, внутренняя речь внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя является средством мышления.

Коммуникативная функция речи. Коммуникативная функция речи использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям . При передаче сообщения происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи

Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы. 

Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением. 

Регулирующая функция речи. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. 
Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов речевых зон — заднелобных и премоторных отделов полушария.

Интеллектуальная функция речи дает возможность осуществлять главнейшее назначение при взаимодействии с другими людьми – быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным. Именно в этом плане С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь контролирует не только с мышлением, но и с сознанием в целом. 
         Важными показателями действенности этой функции в речи являются умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуацию, передать в достаточно компактной форме свои соображения партнерам по коммуникации, способность быстро уловить мысль собеседника, предвосхитить дальнейшее развитие темы, ориентацию в сложных ситуациях, возможность подвести итоги и обобщающие выводы. 
         Проявления интеллектуальной функции в речи особенно важны для работников умственного труда, при коллективном решении сложных вопросов, вообще для людей, взявших на себя функции контроля и управления. 
         Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении. Здесь достаточно большой круг вопросов: соотношение вербальных и невербальных средств общения, использование паралингвистических способов для повышения эффективности общения, прежде всего показателей пространства и времени, разработка и оценка разных стилей общения – от дружеского по горизонтали с людьми высшего же положения и возраста до официального по вертикали с людьми выше вас по статусу, возрасту, социальной значимости, обобщение в эмоционально нейтральных или положительных ситуациях и обобщение в экстремальных и конфликтных условиях. Самостоятельный интерес представляют и масштабы общения – от двух участников диалога до дискуссии со многими участниками, а также его формы – прямые, лицом к лицу (face to face communication), и опосредованные различными средствами связи. Сейчас психологами разработаны разнообразные программы тренингов по общению, позволяющие проводить личное самоусовершенствование и налаживать систему конструктивных диалогов.

В чём проявляется  интеллектуальная функция  речи? Таких проявлений довольно много. Рассмотрим их по порядку. Практически все слова, входящие в состав языка и используемые в речи человека, несут в себе какую-либо информацию, добытую раньше людьми. Появление новых слов в языке обычно связано с тем, что старых слов, существующих в нем, уже недостаточно, чтобы полно и точно выразить вновь получаемые людьми знания. Интеллектуальное развитие отдельно взятого человека выражается не только в освоении им новых слов, но и в том, что известные ему слова постепенно для него самого наполняются все более глубоким, богатым интеллектуальным содержанием. Следовательно, мы можем сделать вывод: наиболее очевидное проявление интеллектуальной функции речи в жизни людей заключается в том, что используемые в ней слова несут в себе мысли. Язык и речь хранят и передают идеи, добытые людьми.

Когда люди совместно  решают какую-либо задачу, то они пользуются речью не только в ее монологической, но и в диалогической форме. Данная форма речи выполняет роль организатора группового или коллективного мышления людей. Присмотримся к этой роли более внимательно. Допустим, что одному человеку пришла в голову мысль. Он делится ею с окружающими, стремясь проверить ее правильность. Они, в свою очередь, могут развивать эту мысль дальше, дополнять ее, высказывать собственные идеи и делиться ими с данным человеком. В описанном случае речь способствует накоплению информации, обмену идеями и, в конечном счете, более быстрому нахождению оптимального решения обсуждаемой людьми задачи. Когда человек или группа людей размышляют, они произносят слова. Эти слова, воспринимаясь другими людьми, порождают у них определенные представления, способствуют извлечению из их памяти нужной в данный момент информации. Эта информация используется в интеллектуальной деятельности. Следовательно, речь в мышлении человека выполняет еще и так называемую мнемическую функцию, способствует запоминанию и припоминанию в нужный момент времени информации, необходимой для решения обдумываемой людьми задачи.

Допустим, что  у человека возникла некоторая мысль  и ее необходимо сформулировать и  выразить вслух. В этом случае он, очевидно, не сможет обойтись без речи. Но речь является не только выразителем готовой  мысли. Мысль сразу, в наиболее совершенной  форме не появляется, она, как процесс, постепенно «рождается в слове». Авторство  данного высказывания можно было бы приписать многим известным мыслителям и ученым, в том числе Л.С. Выготскому. Смысл же самого высказывания состоит в том, что мысль, превращаясь в слово, совершенствуется и становится более точной. Следовательно, речь в ее интеллектуальной функции выступает еще и как средство совершенствования мышления. Раньше, обсуждая виды речи, существующие у человека, мы выделили и отдельно рассмотрели внутреннюю речь, сказав о том, что она принимает активное участие в процессах мышления.

4. Понятие о мышлении.

Мышление высшая форма отражения мозгом окружающего  мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Человек много знает  об окружающем его мире. Он знает  химический состав далеких звезд, ему  знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских  лучей, ультразвуков, хотя не имеет  возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими ветрами, широтой, высотой местности над уровнем моря, отдаленностью от моря, с одной стороны, и климатом с другой. Но разве все эти знания получены человеком только с помощью анализаторов Разве человек знает о мире только то, что дают ему ощущения и восприятие Разумеется, нет. Возможности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только, теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же такое мышление В чем его сущность Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доказывать не надо. Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А вот что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят, опосредованным познанием. Что же такое опосредованное познание Представим себе, что человек, сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого есть разные возможности почувствовать эту температуру своим кожным анализатором непосредственно выйдя на улицу или посмотреть на термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о температуре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Но что нам дает такую возможность Почему, глядя на термометр, человек узнает о температуре, которую он не ощущает Разумеется, потому, что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно, не подвергая звездное вещество анализу в лаборатории, что невозможно, а изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек раскрыл связь между химическим составом вещества и спектром излученного им света. Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях 1 когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов например, не воспринимающих ультразвуки или отсутствия соответствующих анализаторов например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей 2 когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено при изучении истории, палеонтологии, археологии 3 когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Например, высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от палки будет равна ее высоте. В этот момент и тень от дерева которую легко измерить будет равна высоте дерева. Как уже указывалось, опосредованное познание основано па наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить их, человек прибегает к мыслительным операциям сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы. Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание отражение отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Рассмотрим еще один пример. Что произойдет, если этот кусок дерева бросить в воду Поплывет А почему вы это знаете Потому что в прошлом вы не раз видели плавающие куски дерева Но ведь то были другие куски дерева, а этот кусок дерева вы в воду еще не бросали Предвидеть, что произойдет в конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие свойства предметов и явлений в данном случае общие свойства воды и дерева. По этой же причине мы знаем, не измеряя, что в данном треугольнике сумма внутренних углов равна 180, потому что нам известно общее положение о том, что в любом треугольнике сумма внутренних углов равна этой величине. Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отличие от общих признаков прилагательного и т. д. Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление процесс опосредованного и обобщенного познания отражения окружающего мира. Сущность его в отражении 1 общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно 2 существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют, рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса и т. д Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются и применяются на практике. Согласно учению марксизма-ленинизма диалектический путь познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике

Информация о работе Мышление и речь. Интеллектуальная функция речи