Музыкальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:57, творческая работа

Описание работы

Проблема получения различного рода психологических знаний, как применительно для исполнительской и педагогической деятельности, так и для лучшей адаптации и избежание психологических травм учащихся при прикосновении с современной реальной социальной ситуацией всегда остается актуальной. Все психические процессы, связанные с созданием, восприятием и исполнением музыки, представляют предмет исследования в музыкальной психологии.

Работа содержит 1 файл

Проблема получения различного рода психологических знаний.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

     Проблема  получения различного рода психологических  знаний, как применительно для  исполнительской и педагогической деятельности, так и для лучшей адаптации и избежание психологических травм учащихся при прикосновении с современной реальной социальной ситуацией всегда остается актуальной. Все психические процессы, связанные с созданием, восприятием и исполнением музыки, представляют предмет исследования в музыкальной психологии. Чем же обусловлен процесс формирования психических процессов вызываемых воздействием музыки? Одним из интереснейших вопросов музыкальной психологии – вопрос о нейрофизиологической природе музыкального слуха.

       В 50-е годы получил развитие  метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать  электрические колебания (ритмы) мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

       Бета волны обычно связаны с бодрствованием, когда мы сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 герц, доминируют в нашем мозге. В случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета -  волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета - диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти. В этюдах Шопена, Листа, Паганини.

     Альфа волны усиливаются, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Электрические колебания в мозге при этом замедляются, т.е. колебания в диапазоне от 8 до 13 герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа волны начнут доминировать во всем мозге, и человек погрузится в состояние приятной умиротворенности.

 На  электроэнцефалограмме здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или болезни. Такую скорость движения можно проследить в финале Третьего концерта для фортепиано Бетховена, во многих военных маршах.

     Тета волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Электрические колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние называют еще “сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. В тета состоянии человеческий мозг продуцирует больше бета-эндорфинов – собственных “наркотиков”, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Этому психофизиологическому состоянию похожему на гипнотические состояния в 1848 Френчмен Маури дал название гипногогическое. Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа и тета волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа и тета диапазоне, у них резко возрастает. Тренировка мозга в тета-диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению, способность самостоятельно решать различные проблемы. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках.

     Дельта волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта волн находится либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Этот ритм можно услышать в «Лунной сонате» Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена.

 Реакция навязывания ритма, при помощи которой физиологи исследуют деятельность мозга, имеет очень важную особенность. Она зависит от свойства нервной системы человека, в частности, от такого ведущего показателя, каким является параметр «сила-слабость».

     Исследования  показывают, что у лиц со слабой нервной системой, для которой характерна высокая чувствительность, наблюдается более выраженная реакция перестройки биоритмов на сравнительно большую зону частот. Для лиц с сильной нервной системой, обладающих меньшей чувствительностью, реакция навязывания ритма выражается слабее. По сравнению с сильной нервной системой для лиц со слабой нервной системой характерны более высокие коэффициенты навязывания низких частот 4 и 6 кол/сек.

Перенося эти  выводы на процесс музыкального восприятия, мы можем предполагать, что, скорее всего, лица со слабой нервной системой будут гораздо тоньше и глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, будут предпочитать музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго. Обладатели слабого типа будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке

Синхронизируя деятельность  мозга на  этих частотах , можно не только   преднамеренно  изменять своё состояние сознания, настроение, эмоции, но и влиять на здоровье и функциональную работу организма человека.

Особенностью мозговой активности талантливого человека – будь он спортсмен, музыкант или ученый – является то, что,  как показали исследования Э.А Голубевой, при решении сложных задач их мозг может продуцировать так называемые гармоники, т.е  кратное увеличение основного ритма. И , если, к примеру, у обычного человека при решении трудной задачи альфа- ритм показывает 8 колебаний в секунду, то у талантливого человека на электроэнцефалограмме регистрируются частоты в 16,32,64,128 и даже 256 колебаний в секунду. Таким образом, мозг такого человека работает по всей гамме возможных биоритмов, которые биологически доступны нашему мозгу.

Музыкальное обучение человека через освоение быстрых ритмов способствует более успешному созреванию мозга. И то гармоническое развитие личности, о котором так много пекутся педагоги, на самом деле является слаженным гармоническим воздействием всего того ансамбля  биоритмов, которые существуют в коре головного мозга. Образно говоря, можно сказать, что музыка играет не на струнах души, а на биоритмах мозга. А хранятся и синхронизируются биоритмы в гипоталамусе (часть эндокринной системы человека). Именно он контролирует и координирует между собой работу, как частей головного мозга, так и большинства систем организма. Он же отвечает за сердечную деятельность, состояние кровяных артерий и вен, за терморегуляцию и за уровень жидкости в организме, регулирует количество питательных веществ в тканях. Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит и синхронизирует их.

 Гипоталамус  по-разному функционирует во сне  и в процессе бодрствования.  Он управляет всеми фазами  сна и засыпания. Так, например, для засыпания человеку необходимы  определённые ферменты, а гипоталамус  активизирует железы, выделяющие эти ферменты. Если он не сделает этого, то человек не сможет заснуть или проснуться .

Канадские исследователи  из Университета Торонто разработали  новый способ лечения бессонницы. Они создали музыку, которая соответствует  волнам, испускаемым мозгом. В определенный момент звучания мелодии напряжение человека спадает, и он может расслабиться и уснуть.  
      Для создания этой музыки исследователи изучили специфические ритмы и звуки, которые способствуют расслаблению. Специальная программа подбирает мелодию, основываясь на волнах, испускаемых мозгом, когда человек старается заснуть. В своём исследовании, посвящённом восприятию музыки,С.Марахасин и В.М.Цехановский так же заметили особое влияние музыкального ритма произведения на организм слушателя. В результате одного из проведённых данными учёными эксперимента, было установлено, что ритм сердечной деятельности существенно меняется в зависимости от характера музыкального воспринимаемого произведения. «Это изменение состояло в том, что в каждом отдельном случае электрокардиограмма испытуемого фиксировала некоторую доминирующую частоту сердечной активности, возникающей под влиянием прослушиваемой музыки. Сердце, несомненно, является весьма чувствительным индикатором эмоционального состояния индивида, так как, находясь под непрерывным контролем центральной нервной системы, оно, по существу, отражает в своём поведении процессы, происходящие в мозге.

О роли и влиянии  музыки на человека задумывались ещё древние греки. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков - Аристотеля, Платона, пифагорийцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Древнегреческие философы, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера. 

 Другую интересную категорию звуков открыл в своих исследованиях французский отоларинголог Альфред Томатис. Он первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты (выше 8000 колебаний в секунду). Томатис открыл, что ухо не просто “слышит”,  колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы и по нервным путям приходит в гипоталамус.  Электрические колебания, создаваемые звуком передаются в кору головного мозга стимулируя его работу ,а вместе с тем и работу всего организма. Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное ухо – из обычного звука вырезается то высокочастотные , то низкочастотные колебания .И

когда человек  слушает такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия, и как следствие, исчезают многие расстройства.

     Влияние звуков и музыки вызывает перемены в состоянии мозга, а следовательно  и в поведении человека. Это одно из основных направлений в психологии называется бихевиоризм – то, что доступно внешнему наблюдению. Поведение зависит от состояния ( стресс,  состояние здоровья физических органов…). А ритм,  как основа любой музыки  оказывает существенное влияние на различные функции организма (особенно на дыхание и сердечную деятельность). .

     Исследования показали, что музыка влияет и на работу мышц. Мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание музыкальных произведений. В большинстве случаев мажорный характер их усиливает работу мышц, а минорный – ослабляет. Картина меняется в том случае, когда человек утомлен. 
В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. 
Результаты ряда исследований говорят о благоприятном влиянии музыки на восстановление после тренировочных занятий и соревнований. Так, наблюдения показали, что у пловцов после проплывания 400 м работоспособность восстанавливалась быстрее, если они сразу Прослушивали музыку. То же отмечено и у борцов. Хоккеисты, прослушан музыку во время тренировочных занятий, меньше устают и выполняют больший объем тренировочной нагрузки. 
Подбор музыкальных записей следует проводить очень тщательно. Он должен соответствовать склонностям спортсменов. Одни любят классическую музыку, другие – джазовую, третьи – песни и т. д. . Поэтому у тренера и психолога должна быть разнообразная фонотека. 
Подбирать музыку следует, имея в виду необходимую направленность воздействия на спортсмена (вызвать радость, бодрость, успокоить и т.д.). При переутомлении, например, хорошо воспринимаются “Утро” Грига, “Молдавия” Сметаны; при меланхолии – “К радости” Бетховена. Успокаивающая и нежная мелодия ноктюрнов Шопена, “Осенней песни” Чайковского способствует восстановлению работоспособности. 
В последние годы для профилактики переутомления, перегрузок, снятия утомления широко применяется цветомузыка. В ней сочетается воздействие целебных звуков музыки и лечебного цвета. Установку с цветомузыкой обычно располагают в комнате отдыха спортсменов, в массажной, в раздевальне. Восстановительный массаж даст больший эффект, если проводится в сопровождении цветомузыки. Когда спортсмены находятся в раздевальне перед выходом на старт или в перерыве между таймами (в футболе), периодами (в хоккее), цветомузыка помогает унять волнение, нормализует функциональное состояние, снимает утомление. 
Особенно перспективно использование музыкотерапии как дополнения к другим методам профилактики и лечения. Музыкотерапию можно сочетать с любыми средствами восстановительной терапии.

       Занятия спортом оказывают мощное воздействие на развитие и совершенствование организма, в то же время спорт предъявляет к организму высокие требования, создавая стрессовые ситуации. В соревнованиях побеждает спортсмен с устойчивым психическим уровнем, способный мобилизоваться для достижения оптимального результата. В сложных условиях спортивной борьбы проявляются все психофизические качества спортсмена, что характеризует его как личность. Этим диктуется необходимость проведения со спортсменами психотерапии, психопрофилактики, психогигиены.

     Международные соревнования, Олимпийские игры - это  большие события в жизни спортсменов, большое психоэмоциональное напряжение. А от психологического состояния  спортсмена перед стартом (или накануне его) во многом зависит и спортивный результат. Применение фармакологических успокаивающих препаратов или, наоборот, возбуждающих чревато негативными последствиями. Использование музыкотерапии могло бы устранить эту и многие другие проблемы тренировки спортсменов. Обобщение имеющихся в этом плане разработок и дальнейшие исследования по использованию музыки в спорте окажут большую помощь нашим спортсменам. 
 
 
 

Информация о работе Музыкальная психология