Мозг и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

Что мы знаем сегодня о мозговом обеспечении эмоций и мышления и чего не знаем? Само существование этого "что" мы часто отрицаем лишь потому, что многие феномены, и творчество в том числе, как бы единичны, трудновоспроизводимы. И ключ к познанию их сущности, может быть, как в сказке, лежит в ларце на дне моря - моря нашего незнания.
Положение о том, что человек мыслит при помощи своего мозга, общепринято, это сейчас является прописной истиной. (И кстати, как на всякую прописную истину, и на эту находятся пока возражения.) А вот что именно происходит в мозге для того, чтобы родилась, оформилась, развилась и, может быть, выразилась в словах мысль?

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Отличительные особенности творческой личности…………………………………………..4
Загадки и противоречия творческого мозга……………………………………………………5
Быстрый мозг — творческий мозг?.............................................................................................7
Правое и левое полушария мозга……………………………………………………………….7
Креативность и детектор ошибок……………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Поля больших  полушарий (по классификации Бродмана). Поля 32, 39, 40 — наиболее вероятно имеющие отношение к творчеству. Изображение: «Химия и жизнь»

 

     В этом ракурсе можно рассматривать  творческие возможности пациентов, страдающих шизофренией, в мозгу которых ослаблены межполушарные связи. По всей видимости, душевная болезнь, перенося людей в особую экзистенциальность, снимает какие-то ограничения и высвобождает бессознательное, которое может выражаться во всплеске творческой активности. Однако современные специалисты не склонны преувеличивать значение шизофрении в творчестве. Действительно, среди гениальных художников, музыкантов многие страдали душевными заболеваниями, например Ван Гог, Эдвард Мунк, но среди пациентов психиатрических клиник по-настоящему одаренные люди все же встречаются нечасто.

     С вербальным творчеством дело обстоит, по-видимому, еще сложнее. Сотрудники лаборатории Н. П. Бехтеревой отмечали активацию как правой, так и левой лобной доли при выполнении трудного творческого задания на составление рассказа из слов (см. выше). Таким образом, сложное вербальное творчество требует участия обоих полушарий.

     Андреас Финк по результатам своего исследования отмечает, что у более креативных индивидов при выполнении вербальной творческой задачи большие изменения в альфа-диапазоне происходили в правом полушарии. У менее креативных таких различий не было.

Креативность  и детектор ошибок

 

     Еще один интересный аспект изучения творческого  мышления — его взаимодействия с детектором ошибок, механизм которого обнаружен Н. П. Бехтеревой еще в 60-х годах прошлого века. По всей видимости, в разных отделах мозга существуют группы нейронов, реагирующие на несоответствие события, действия определенному шаблону, матрице. «Вы выходите из дома и чувствуете, что что-то происходит не так — это мозговой детектор ошибок обнаружил, что вы нарушили стереотипность действий и не выключили свет в квартире», — объясняет член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека РАН С. В. Медведев. Детектор ошибок рассматривается как один из управляющих механизмов мозга. Как он связан с творчеством?

     Гипотеза  Н. П. Бехтеревой, которую развивают ее ученики, состоит в следующем. В здоровом мозгу детектор ошибок оберегает человека от раздумий в стереотипных, тривиальных ситуациях, в ходе обычной жизни. При любом обучении в мозгу формируются наряду с позитивом необходимые ограничения, они реализуются именно с помощью детектора ошибок. Но иногда его контролирующая работа может становиться чрезмерной. Детектор ошибок препятствует выходу в новизну, прорыву через догмы и законы, преодолению стереотипов, то есть сковывает творческое мышление. Ведь один из основных элементов творчества — отход от стереотипов.

     Работу  детектора ошибок можно подавить разными способами, в том числе алкоголем или наркотиками. Не случайно многие творческие люди прибегали и прибегают к этим способам растормаживания своего мозга. Но может быть и другой способ. «В мозгу творца, — объясняет Н. П. Бехтерева, — происходит перестройка, и детектор ошибок начинает не подавлять его, а помогать — оберегать от тривиальности, от «изобретения велосипеда». Так творчество не только преобразует мир, но и преобразует мозг человека».

 

Заключение 

     В мозге, в самых разных его зонах  и, что очень важно, во множестве этих зон, идет прямо связанная с мышлением реорганизация активности нервных клеток. Эта реорганизация, в зависимости от зоны мозга, развивается при одной и той же или аналогичной деятельности с большим или меньшим постоянством. Есть зоны в мозге, которые - была бы данная деятельность - работают. Есть зоны как бы мерцающие - работают то одни, то другие. Этому есть внешние причины. Но есть и внутренние - и это, пожалуй, самое интересное. Внешние причины сводятся к обстановке, различным ее факторам или их отсутствию. Человек может думать в самых разных условиях и обладает этой возможностью благодаря мерцающим, переменным звеньям. Но вот здоровый человек, точнее, человек со здоровым мозгом начинает думать о чем-то одном или, в условиях исследования, выполнять монотонную деятельность. Мозг его, пока может, сопротивляется монотонности, воюет с ней своими средствами. Какими? Это так называемая самоорганизация, или, точнее, самореорганизация. Выключаются одни и включаются другие переменные, гибкие звенья, и остаются работать постоянно звенья жесткие. Система стала другой, но, так же как и первая (и соответственно вторая, третья), обеспечивает выполнение задачи. Мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью!

     Нередко задают вопрос: какой процент мозговой ткани участвует в работе? Я  бы ответила - близкий к 100, и чем  ближе, тем лучше. Только не все зоны участвуют в деятельности всегда. Богатство мозга - это его кажущаяся избыточность. Кажущаяся. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек, тем менее избиты его ассоциации. А уж талант!..

     Еще сложнее с гением. Его мозг устроен  так, что правильное решение идет по минимуму внешней информации, минимуму и количественному, и по уровню ее над шумом. Но это еще не все. Этим механизм гениальности не исчерпывается. Гениальный человек обладает своей биохимией мозга, определяющей легкость ассоциаций, и, вероятно, многим другим "своим". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Бехтерева Н.П. "Магия мозга и лабиринты жизни", С-Пб, Изд. "Нотабене", 1999 г
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  1. Маркина Н.В., «Химия и жизнь» №11 2008
  1. Маслоу  А.Г. Мотивация и личность. Пер. с  англ. Татлыбаевой А.М. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  3. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
  4. http://psyhotronika.ru

Информация о работе Мозг и творчество