Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:34, реферат
В настоящее время установлены следующие достаточно определенные корреляции между различными проявлениями психической деятельности и нейрофизиологическими показателями работы мозга: 1) «волны ожидания» на ЭЭГ, которые регистрируются в ответ на сигнал, предупреждающий о предстоящей команде к действию (Г. Уолтер); 2) поздние компоненты вызванного потенциала, ассоциируемые с корковыми механизмами оценки смыслового содержания сенсорных сигналов (Л.М. Иваницкий, Э.Л. Костандов); 3) мозговые коды психической деятельности в виде определенных паттернов импульсной активности нейронов.
1. Психика человека и ее функции. Классификация психических явлений.
2. Развитие психики в процессе эволюции.
3. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека.
Список литературы
В отличие от физиологической
психологии, где предметом является
изучение отдельных физиологических
функций, предметом психофизиологии,
как подчеркивал А.Р. Лурия, служит
поведение человека или животного.
При этом поведение оказывается
независимой переменной, тогда как
зависимой переменной являются физиологические
процессы. По Лурии, психофизиология
— это физиология целостных форм
психической деятельности, она возникла
в результате необходимости объяснить
психические явления с помощью
физиологических процессов, и поэтому
в ней сопоставляются сложные
формы поведенческих
Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии.
Теоретико-экспериментальные
основы этого направления составляет
теория функциональных систем П.К. Анохина
(1968), базирующаяся на понимании психических
и физиологических процессов
как сложнейших функциональных систем,
в которых отдельные механизмы
объединены общей задачей в целые,
совместно действующие
По определению, нейропсихология
— это отрасль психологической
науки, сложившаяся на стыке нескольких
дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии,
неврологии), физиологии, — и направленная
на изучение мозговых механизмов высших
психических функций на материале
локальных поражений головного
мозга. Теоретической основой
Наряду с этим, в последние
десятилетия появились новые
методы (например, позитронно-эмиссионная
томография), которые позволяют исследовать
мозговую локализацию высших психических
функций у здоровых людей. Таким
образом, современная нейропсихология,
взятая в полном объеме своей проблематики,
ориентирована на изучение мозговой
организации психической
Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.
Хорошо обоснованная методология
и богатство экспериментальных
приемов физиологии ВНД оказали
решающее влияние на исследования в
области физиологических основ
поведения человека, затормозив, однако,
развитие тех исследований, которые
не укладывались в "прокрустово"
ложе физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась
так называемая "Павловская сессия",
посвященная проблемам
Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х гг. ХХ в. имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.
Официально положение
дел изменилось в 1962 г., когда состоялось
Всесоюзное совещание по философским
вопросам физиологии высшей нервной
деятельности и психологии. Оно было
вынуждено констатировать существенные
изменения, которые произошли в
науке в послевоенные годы. Кратко
характеризуя эти изменения, необходимо
подчеркнуть следующее. В связи
с интенсивным развитием новой
техники физиологического эксперимента,
и прежде всего с появлением электроэнцефалографии,
стал расширяться фронт
Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях. В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал "Международный журнал психофизиологии" (International Journal of Psychophisiology).
Интенсивному развитию психофизиологии
способствовал и тот факт, что
Международная организация по исследованию
мозга провозгласила последнее
десятилетие ХХ в. "Десятилетием
мозга". В рамках этой международной
программы проводились
Переживая на этой основе период интенсивного роста, наука о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.
Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.
Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой "модели" человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.
Селективизм характеризует
возрастающую дифференцированность в
анализе физиологических
Информативизм отражает переориентацию
физиологии с изучения энергетического
обмена со средой на обмен информацией.
Понятие информации, войдя в психофизиологию
в 60-е гг., стало одним из главных
при описании физиологических механизмов
познавательной деятельности человека.Таким
образом, современная психофизиология
как наука о физиологических
основах психической
Предмет общей психофизиологии
— физиологические основы (корреляты,
механизмы, закономерности) психической
деятельности и поведения человека.
Общая психофизиология изучает
физиологические основы познавательных
процессов (когнитивная психофизиология),
эмоционально-потребностной
Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная
Несмотря на многие достижения
психофизиологии, особенно в последние
десятилетия, психофизиологический параллелизм
как система взглядов не отошел в
прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи
ХХ в. Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс
придерживались дуалистического решения
психофизиологической проблемы. Согласно
их мнению, при изучении нервной
деятельности не надо принимать во
внимание психические явления, а
мозг можно рассматривать как
механизм, деятельность определенных
частей которого в крайнем случае
параллельна разным формам психической
деятельности. Целью психофизиологического
исследования, согласно их мнению, должно
являться выявление закономерностей
параллельности протекания психических
и физиологических процессов.
Вывод
Все вышесказанное неопровержимо доказывает прямое подчинение психики внешним физико-химическим воздействиям. Более того, в последнее время все больше и больше накапливается данных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.
С другой стороны, все, что
глубоко затрагивает психику, отражается
также и на мозге, и на всем организме.
Известно, что горе или сильная
депрессия могут привести к телесным
(психосоматическим) заболеваниям. Гипноз
может вызвать различные
В целом приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций физиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) может и часто очень эффективно воздействует на своего производителя — на мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая, причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.
Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степени необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не "продуцирует дух", но "обнаруживает его". Получаемая органами чувств информация, "материализуется" в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом, однако, возникают новые вопросы: что является "носителем" духа вне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человека внешний "дух" и т.д.
Наряду с такими "экстравагантными" решениями, новые подходы к изучению соотношения физиологического и психологического прорабатываются и в контексте отечественной науки.
Современные варианты решения
психофизиологической проблемы можно
систематизировать следующим
Психическое тождественно физиологическому,
представляя собой не что иное,
как физиологическую
Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).
Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.