Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:46, контрольная работа
Материальным субстратом протекания психических процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы – организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством её и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменят и её.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА: «Педагогика и психология»
ТЕМА: «Мозг и
психика»
1. Мозг и психика
Материальным
субстратом протекания психических
процессов, является нервная система.
Здесь следует заметить, что на
формирование психических образов
оказывают влияние многие факторы
– организм целиком, физическая среда,
социальные условия. Однако собственно
психические образы являются следствием
деятельности нервной системы, идеальным
порождением материального
Особую
роль в построение психических образов
играет головной мозг, который представляет
собой скопление тел нервных
клеток, соединенённых между собой
особыми отростками – аксонами и
дендритами. Наиболее важной особенностью
нервных клеток является их способность
проводить нервные импульсы, в
которых кодируется информация, поступающая
из организма и внешней среды,
а также способность сохранять
следы этих воздействий.
1.1 Связь психики с деятельностью головного мозга
Идея
о связи психических явлений
с деятельностью головного
Не всегда, однако, душевная жизнь связывалась с деятельностью мозга. В частности, жившим намного позже Алкмеона великий античный философ Аристотель считал, что мозг является аппаратом, охлаждающим и регулирующим жар крови. Гиппократ рассматривал мозг как орган психики, он считал его железой. Римский врач Гален связывал разумную, рассудочную деятельность с мозгом, но иные психические явления локализовал в других органах: эмоции – в сердце, а вожделения (в современной терминологии - мотивацию) – в печени.
С
накоплением сведений о строении
организма и функциях отдельных
органов крепло убеждение в том,
что именно головной мозг отвечает
за психические явления. Постепенно
проблема локализации в организме
превратилась в проблему локализации
в органе (в средние века психическую
жизнь связывали желудочками
мозга), а затем вместе с процессом
дифференциации психических явлений
– в проблему локализации отдельных
психических феноменов в
Только
спустя приблизительно полтораста лет
стало отчётливо ясно, в чём
заключается ошибка Галя. Он в качестве
единичных способностей рассматривал
психические образования, в формировании
которых принимает участие
Для
того чтобы показать связь между
элементарными и высшими
Итак, для осуществления какой-то целенаправленной деятельности, разные отделы мозга, отвечающие за выполнение элементарных психических функций, на время её выполнения объединяются. После её осуществления они же могут участвовать в деятельности иных функциональных систем.
Другие выделенные Галлеем «способности» и вовсе являются результатом деятельности всего мозга в целом, например «алчность», «хитрость», «воровство», «дружба».
Таким образом, мозг представляет собой сложенную нейрональную систему, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определённом режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и деятельность всего организма в целом.
Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельности всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток, и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизменённое продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.
Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что:
Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия выдели три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.
Первый блок, включает в себя те участки, которые наиболее тесно и морфологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всех вышележащих отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его нарушениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежнему владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь – он становиться либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.
Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающихся кзади от центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании проявляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность которых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфичностью: в теменных отделах – кожная и кинестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного расположения частей тела т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется чёткость движений). В затылочных отделах – нарушается зрение при сохранении осязания и слуха. В височных долях – страдает слух при сохранном зрении и осязании. Таким образом, при поражении этого блока нарушается способность строить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.
Третья обширная зона коры занимает у человека треть общей поверхности коры и располагается кпереди от центральной извилины. При её поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувственности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определённой заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющее важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.
Таким
образом, с определёнными оговорками
можно сказать, что выявленные специфические
функции названных отделов
Помимо
перечисленных функциональных различий
между отделами мозга можно указать
ещё на функциональные различия между
двумя полушариями. Большие полушария
головного мозга – парный орган,
однако в отличие от других парных
органов в организме они не
обладают характером взаимозаменяемости.
Каждое из полушарий выполняет собственные
функции в организации психической деятельности.
В самой общей форме можно сказать, что
в левом полушарии осуществляется создание
логически непротиворечивой картины мира,
которая является результатом дискретных,
т.е. связанных с использованием знаков
(слов), аналитических, в форме последовательных
операций, процессов. В правом полушарии
происходит одновременное «схватывание»
воспринимаемых свойств и связей, т.е.
с известными говорками – интуитивное
постижение окружающего. В левом полушарии
происходит процесс категоризации и обобщения
с использованием знаков, в правом
- формирование и опознание высокоиндивидуализированных
образов предметов, явлений и ситуаций.
Совместная их работа даёт всестороннюю,
логически упорядоченную и в то же время
целостную картину мира.
1.2 Происхождение и функции эмоции
Несмотря на то что эмоции и чувства хорошо известны подавляющему большинству людей, формально определить их весьма не просто. Затруднения в переводе их содержания на научный язык связаны с глубоко субъективным характером переживания эмоциональной реакции, состояний и чувств и отсутствием их аналогов в иных психических явлениях. В каких бы терминах мы не пытались выразить наши эмоции и чувства, как бы полно мы это ни делали, всегда останется нечто, что не поддаётся описанию.
Именно поэтому люди тратят так много слов и времени для выражения того, что можно эмоционально пережить в считанные секунды. Невыразимость эмоции с помощью речевых средств связана с их принципиально различной природой: язык дискретен, прерывист, в то время как эмоции градуальны, непрерывны. Именно по этому для передачи эмоциональных состояний люди изобретают отличные от речи средства, обладающие свойствами целостного охвата происходящего и непрерывностью изменений, это «язык» искусства. В познании человеком эмоции и чувств искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Психологи поэтому – и наука, и искусство.
Одним
из важнейших условий для
Следовательно, необходимыми, даже на первый взгляд, условиями возникновения эмоции являются: наличие потребности и знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.
Итак,
эмоции это психическое отражение
в форме непосредственного, пристрастного
переживания, жизненного смысла явлений
и ситуаций, обусловленного отношением
их объективных свойств к
В психологии различают элементарные эмоции и высшие чувства, причем первые считаются в основном врожденными, а вторые – приобретенными в результате научения.