Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:45, контрольная работа
Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.
1. Мотивы вступления в брак ………………………………………………………3
2. Отношение современной молодежи к браку……………………………………7
3. Литература………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Педагогический институт
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050706 – Педагогика и психология
Кафедра
психологии развития и образования
Контрольная работа
по
Основам психологии семьи и семейного консультирования
на тему:
«Мотивы
вступления в брак
и отношение к
нему у современной
молодежи»
Выполнила:
Студентка 44 группы
4 курса з/о Пс ФПП
Мосолова А.А.
Проверила:
Чернова Е.П., к.п.н.
Йошкар-Ола, 2011
Содержание:
1. Мотивы
вступления в брак ………………………………
2. Отношение
современной молодежи к браку……
3. Литература……………………………………………………
1. Мотивы вступления в брак
Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.
Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.
По мнению Шнейдер Л.Б., в современной психологии различают три мотивации на брак:
1. Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И, неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.
2. Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши - брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.
3. Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства. К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.
Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации. [4]
В
наше время ведущим мотивом
1. Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т.к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».
2. Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего возраста детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая односторонняя потребность – быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих с корнями в детство. Эта эгоцентрическая, невротическая потребность проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т.п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых в браке так много.
3. Способность любить. Уровни способности «любить» различны – от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви, надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которой подобно смерти.
С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.
А. В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости — это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. [5]
Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:
1. обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
2. общность
интересов, когда совпадение
3. уязвленное
самолюбие, которое побуждает
достичь «заветного» любой
4. ловушка
неполноценности, в которой
5. интимная
удача, когда успех в
6. взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
7. жалость,
она же в вариантах вины, долга,
воспринимается как «
8. порядочность,
когда брак стимулируется
9. выгода,
когда человек обретает
10. месть,
когда выбор партнера и
11. боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.
Браков, заключенных по описанным
выше основаниям, немало. Причину
К. Юнг связывает с
За
рамками аналитической
2. Отношение современной молодежи к браку
Отношение современной молодежи к семье и семейным ценностям стоит достаточно остро, но неправильно говорить о том, что она стала так остра исключительно по причине того, что современная молодежь безнравственна.
Обстановка окружающего мира отражается на каждом из нас и наверное просто невозможно не столкнуться с определенной степенью отсутствия культуры в современном обществе, в которое молодежь также входит, но молодежь подвержена этой атаке ни чуть не в большей степени, чем более старшее поколение. Наверное, было бы правильно сказать, что современная молодежь подстраивает вложенные в них представления о семейной жизни под окружающую их обстановку и решение относительно создания своей собственной семьи принимает исходя их обстоятельств, а не вопреки им.
Информация о работе Мотивы вступления в брак и отношение к нему у современной молодежи