Мотивы вступления в брак и отношение к нему у современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

Содержание

1. Мотивы вступления в брак ………………………………………………………3
2. Отношение современной молодежи к браку……………………………………7
3. Литература………………

Работа содержит 1 файл

Мотивы вступления в брак.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО  «Марийский государственный университет»

Педагогический  институт

Факультет педагогики и психологии

Специальность 050706 – Педагогика и психология

Кафедра психологии развития и образования 
 
 

Контрольная работа

по

Основам психологии семьи и семейного  консультирования

на тему:

«Мотивы вступления в брак и отношение к  нему у современной  молодежи» 
 
 
 
 

            Выполнила:

            Студентка 44 группы

            4 курса  з/о Пс ФПП

                                        Мосолова А.А.

            Проверила:

              Чернова Е.П., к.п.н. 
             
             

            Йошкар-Ола, 2011

Содержание: 

1. Мотивы  вступления в брак ………………………………………………………3

2. Отношение  современной молодежи к браку……………………………………7

3. Литература………………………………………………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Мотивы вступления  в брак

      Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане.

      Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

      Отношения в семье в значительной степени  определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.

      По  мнению Шнейдер Л.Б., в современной психологии различают три мотивации на брак:

      1. Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И, неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.

      2. Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши  - брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

      3. Мотивация на определенного  человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства. К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.

      Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение  к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации. [4]

      В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака молодые люди вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет три различных понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания.

      1. Доминирование полового  влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т.к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

      2. Потребность быть  любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего возраста детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая односторонняя потребность – быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих с корнями в детство. Эта эгоцентрическая, невротическая потребность проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т.п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых в браке так много.

      3. Способность любить. Уровни способности «любить» различны – от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви, надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которой подобно смерти.

      С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

      А. В. Петровский указывал, что степень  эмоциональной близости — это  особое качество настоящей семьи, и  трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. [5]

      Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

1. обоюдное  актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

2. общность  интересов, когда совпадение интересов,  общее увлечение принимают за  родство душ;

3. уязвленное  самолюбие, которое побуждает  достичь «заветного» любой ценой,  стимулирует азарт и жажду  победы через обладание «непокорным»;

4. ловушка  неполноценности, в которой сливаются  воедино установка благодарности  и ощущение реализации «последнего  шанса»;

5. интимная  удача, когда успех в сексуальных  отношениях сводится к предвосхищению  хорошего брака;

6. взаимная  легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

7. жалость,  она же в вариантах вины, долга,  воспринимается как «собственная  доблесть» и позволяет играть  на сцене жизни весьма благородную  роль;

8. порядочность, когда брак стимулируется мнением  ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

9. выгода, когда человек обретает посредством  такого союза пристанище, финансовое  и материальное благополучие;

10. месть,  когда выбор партнера и вступление  в брак совершают «назло обидчику»;

11. боязнь  одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

        Браков, заключенных по описанным  выше основаниям, немало. Причину  К. Юнг связывает с искусственной  бессознательностью родителей. Он  полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они - раньше или позже - станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая разница.

      За  рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую - мотивы самореализации, в третью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь. [1] 

                  2. Отношение современной молодежи к браку

      Отношение современной молодежи к семье и семейным ценностям стоит достаточно остро, но неправильно говорить о том, что она стала так остра исключительно по причине того, что современная молодежь безнравственна.

      Обстановка окружающего мира отражается на каждом из нас и наверное просто невозможно не столкнуться с определенной степенью отсутствия культуры в современном обществе, в которое молодежь также входит, но молодежь подвержена этой атаке ни чуть не в большей степени, чем более старшее поколение. Наверное, было бы правильно сказать, что современная молодежь подстраивает вложенные в них представления о семейной жизни под окружающую их обстановку и решение относительно создания своей собственной семьи принимает исходя их обстоятельств, а не вопреки им.

Информация о работе Мотивы вступления в брак и отношение к нему у современной молодежи