Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении – может быть другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.

Содержание

I.Мотивы и потребности……………………………………………………............3
II. Семья как субъект педагогического взаимодействия
и социокультурная среда воспитания и развития личности …………………8
Список литературы…………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

    Детский негативизм проявляется как немотивированное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Различают две разновидности негативизма: пассивный и активный. В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших, а во втором поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют.

    Упрямство – психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в сознательном (преднамеренном) необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых и четких мотивов. Оно также проявляется в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

    Каждая  из рассмотренных реакций ребенка  порождает соответствующую ответную реакцию родителей. Ее направленность, характер, методы и средства приобретают процессуальные признаки и формируют соответствующий каждой семье стиль семейного воспитания.

    Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей (старших) и детей. В педагогической литературе описана достаточно обширная его феноменология (А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер, А.Е.Личко и др.), однако в последнее время он рассматривается как своего рода реализация личностных особенностей родителей во взаимоотношениях с детьми. Рассмотрим этот подход на основе соответствующей разработки А.Г.Лидерса и Е.Н.Спиревой, по оценке которых индивидуально-психологические особенности, например, матери, придают семейному воспитанию следующую специфику.

·       Экстравертированная мама (активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях) больше внимания, сил и времени уделяет воспитанию ребенка, придает достаточное значение удовлетворению его потребностей. В то же время она требовательна, предъявляет больше запретов в воспитании, в связи с чем  в семье возможна конфронтация с детьми.

·       Спонтанная мама, склонная к раскованному самоутверждению, наступательности и лидированию, также уделяет ребенку много времени, предъявляет чрезмерное число требований, запретов и санкций, в связи с чем возможны случаи игнорирования его потребностей, что может привести к воспитательной конфронтации и отсутствию сотрудничества между родителем и ребенком.

·       Агрессивная мама уделяет ребенку меньше внимания, может игнорировать удовлетворение его потребностей, а также предъявлять к нему повышенное число запретов, санкций. Такая мама склонна к эмоциональному отвержению ребенка, эмоциональной дистанции, вследствие чего в семье часты воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.

·       Ригидная мама предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей, уделяет их воспитанию достаточно много времени, сил и чрезмерного старания.

·       Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замкнутая) склонна к оставлению ребенка на периферии педагогического внимания. Такая мама предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций. В воспитании часто наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция.

·       Сензитивная мама уделяет ребенку много внимания, с готовностью выполняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.

·       Тревожная мама также уделяет ребенку много внимания, сил и времени, часто уступает ему, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании часто проявляется тревожность за ребенка, что его инфантилизирует.

·       Лабильная мама, склонная к компромиссам, достаточно уделяет времени и сил воспитанию, удовлетворению потребностей детей, предъявляет меньше запретов, санкций, но больше требований. С ребенком ей легче сотрудничать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, духовная близость с ним.

    Стиль воспитания также во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава  семьи (полная или неполная семья, многодетная  семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т.д. старших членов семьи. В этом случае одной из важнейших характеристик выступает отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.

    Определенную  роль в формировании стиля семейного  воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность  приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику, наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, письменного стола и пр.).

    В наиболее обобщенном виде стиль семейного  воспитания в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический  или либеральный с достаточно широким спектром промежуточных вариантов. Например, для авторитарного стиля воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей психологическое отчуждение от внешнего мира и враждебность по отношению к окружающим его людям.

    Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля над ними от авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами.

    Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь или отрешенность от воспитания детей. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

    В реальности представленные стили семейного  воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно практикуются компромиссные варианты. К тому же старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна). Следовательно, в каждом случае речь может идти о той или иной технологии семейного воспитания.

Список  литературы

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972, С. 325
  2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988, С. 120
  3. Реан А., Коломинский В. Социально-педагогическая психология. - М., 1998, С. 445
  4. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности.- Ростов Н/Д., 1994, С. 278
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989, С. 672
  6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологи. – Ростов Н/Д., 2001, С. 256
  7. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. / Ред. и составители Райгородский. Хрестоматия. М., 1996, С, 135
  8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М. , 1986, С. 156
  9. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. - М., 1972, С. 134

Информация о работе Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности