Мотивационные свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.

Мотив достижения - это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.

Содержание

1. Классификация……………………………………………………………3
2. Мотивация личности и ее составляющие……………………………….4
3. Основные характеристики мотива личности…………………………....8
4. Уровень притязаний……………………………………………………...10
5. Диагностика мотивации…………….......................................…………..11
6. Иерархия способностей человека……………………………………….13
Список использованной литературы………………………………….……14

Работа содержит 1 файл

контр.раб. мотивац.св-ва личности.doc

— 649.50 Кб (Скачать)

 Мотивацией  также объясняется выбор между  возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможным содержанием мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

4. Уровень притязаний 

 С мотивационной  сферой личности тесно связан  её уровень притязаний - это уровень  трудности тех задач, на осуществление  которых претендует человек, побуждаемый  данным мотивом.  

 В уровне  притязаний различают 3 стороны:  

1. степень трудностей  задач, которые ставит человек перед собой и считает, что он с ними справится;  

2. степень расхождения  между задуманным и осуществлённым (результаты могут оказаться ниже  тех, которые человек задумал  и это может осознаваться как  низкий уровень возможностей);  

3. уровень притязаний характеризуется такой степенью трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение (человек может поставить себе вполне посильную, лёгкую задачу, но её решение не принесёт удовлетворение).  

 Все 3 стороны  уровня притязаний связаны между собой. Выбор степени трудности задачи зависит от доминирующей мотивации (достичь успеха или избежать неудач) и от силы мотива:

если мотив  очень слабый, то человек или вовсе  не рискует и выбирает самые лёгкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует и выбирает задачи высокой сложности;

если мотив  сильный, то человек выбирает задачи средней трудности. 

 Установлена  зависимость уровня притязаний  от свойств, ориентации и психического  здоровья личности:

зависимость уровня притязаний от свойств личности выражается в том, что высокотревожные и интроверты стремятся избежать неудачи, а низкотревожные и экстраверты обнаруживают стремление к успеху;

зависимость уровня притязаний от ориентации личности проявляется  в том, что если преобладает ориентация на «Я», стремление к самоутверждению, то выявляется доминирование стремления к успеху, а если преобладает ориентация на задачу, на социально ценный результат, то доминирующим является стремление избежать неудачи;

зависимость уровня притязаний от психического здоровья личности прослеживается в том, что в отличие от здоровых людей больные неврастенией ставят перед собой более сложные задачи, а больные истерией - напротив, более лёгкие, ниже среднего уровня своих достижений. 

 Одним из  основных условий изменения уровня притязаний является достигнутый успех или неуспех деятельности.  

 Если человек  ставит перед собой непосильную  задачу, то повторный неуспех  ведёт к снижению уровня притязаний. Причём это влияние успеха  опосредуется самооценкой: 

при адекватной самооценке успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха - более лёгкие;

при завышенной самооценке успех ведёт к повышению  степени трудности задач и  после неуспеха также повышается степень трудности выбираемой задачи, т.к. имеет место адекватная реакция на успех и неадекватная реакция на неудачи;

при заниженной самооценке и после успеха, и после  неудачи человек выбирает более  лёгкие задачи, т.е. имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня притязаний после успеха (Б.Д. Карвасарский, 2002). 

Мотивация достижения успеха и избегания неудачи  

 Толчком к  деятельности, к учёбе могут стать  в разной степени и желание  достичь успеха, и страх перед  неудачей. На этом основании возникли  два типа мотивации - мотивация  успеха и мотивация боязни неудачи (таблицы 2.3., 2.4.).  

Мотивация достижения (успеха) - одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.  
 

5. Диагностика мотивации 

  1. Метод наблюдения - самый оптимальный метод, т.к. он позволяет педагогу следить за поведением и деятельностью учащегося в различных жизненных и учебных ситуациях, подвергать свои наблюдения глубокому психолого-педагогическому анализу.
 
 

2. Специальные  методики психодиагностики, позволяющие  диагностировать типы мотивации личности. Мотивы деятельности и поведения образуют ядро личности, "закрыты" для анализа, составляют зону, сознательно или подсознательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. Мотивационная сфера личности в связи с этим изучается с помощью сложных методик проективного типа. Наряду с проективными методиками, отличающимися высокой трудоёмкостью и требующей от специалиста высокой квалификации, для диагностики типов мотивации используют другие тестовые опросники.  

 Для диагностики  МУ (или надежды на успех - НУ) и МБН применяют тестовые опросники:  

1. Опросник ТМД  А. Мехрабиона (в т.ч. в модификации  М.Ш. Магомед-Эминова),  

2. Опросник МУН  А. Реана  

(Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000; М.К. Акимова, К.М.  Гуревич, 2005).  

 Сущность  этой методики основана на  использовании тест-опросника МУН  (мотивации успеха или надежды  на успех) и заключается в  следующем.  

Тест-опросник МУН  

 Кроме опросников, диагностирующих типы и черты  личности, в психодиагностической  практике к настоящему времени выработано большое число методик, ориентированных на выявление и оценку отдельных личностных качеств. Их примером являются многочисленные опросники мотивов личности.  

 Многозначность  мотивационных проявлений определила  и многообразие различных методик, используемых для их психологической диагностики. Среди этих разнообразных методик важное место принадлежит личностным опросникам для измерения мотивов.  

 В таких  опросниках испытуемые должны  отвечать на вербальные стимулы  (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, но эмпирически с ними связанных. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением правильности ответов испытуемого из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.  

 Для примера  можно выделить следующие опросники,  используемые для диагностики  различных сторон мотивации.  

 Список личностных  предпочтений А. Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule) является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу (А. Анастази, 2001). Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности: в достижении; уважении; порядке; проявлении себя; автономии; содействии; внутреннем анализе; помощи; лидерстве; унижении; заботе; изменении; терпении; индивиде другого пола; агрессивности. 

 

Опросник для  измерения мотивации достижения (Resultant Achievement Motivation Test-RAM) A. Мехрабиана (Меhгаbiаn А., 1969) имеет две формы: для мужчин и для женщин.  

Опросник для  измерения аффилятивной тенденции  и чувствительности к отвержению того же автора. Под аффиляцией здесь  понимается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и поддержание отношений с другими людьми, преследующие разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как получать и оказывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24. Шкалы, по мнению автора, оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае - негативные ожидания соответственно. Русскоязычные варианты обоих опросников А. Мехрабиана разработаны в МГУ М. Ш. Магомед-Эминовым (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).  
 

6. Иерархия потребностей  человека 

Теория потребностей американского профессора психологии Абрахама Маслоу. Фундаментальным тезисом  этой теории является утверждение о  необходимости изучения человека как  общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не как отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни (рисунок 2.20.).  

1) В основании  пирамиды индивидуальной мотивации  лежат физиологические потребности  в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне, защите от  стихийных сил природы и др.  

2) Следующий  уровень занимают потребности  в безопасности, в защите от насилия и угроз (стабильность, экономика, работа, защищенность и др.).  

3) За ними  идут социальные потребности  (в общении, привязанности и  любви и др.).  

4) Ещё выше  расположились потребности в  оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоинство, понимание).  

5) Вершину пирамиды  занимают значительно менее «узкие»  не совсем доступные потребности  в самосовершенствовании (желать  стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), в знании  и понимании (любопытство, знание, осмысление окружающего).  

6) Пирамиду венчают  потребности эстетические (красота,  упорядоченность, симметрия, системность,  аккуратность, гармония).  

  
 

 В основании  пирамиды групповой мотивации  А. Маслоу видит совпадение  интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе межличностного общения групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества. На 3-й и 4-й ступенях иерархии появляются многие феномены групповой динамики - от ненависти и вражды до группового духа и гордости за коллектив. Вершину обеих мотиваций составляют цели - идивидуальные и групповые. С помощью данной модели можно обосновать возникновение одних целей и отмирание других целей.  

А.Маслоу выделяет 2 типа мотивации (рисунок 2.21.):  

1. мотивация  преодоления дефицита (дефицитная  мотивация или Д-мотивация),  

  1. мотивация стремления к развитию (мотивация  бытия или Б-мотивация).

 

Рисунок 2.20. Иерархия (пирамида) потребностей человека (по А. Маслоу, 1999)  

 
 

Рисунок 2.21. Типы мотивации (по А. Маслоу, 1999).  

 Эти типы  мотивации связаны с категориями  «удовлетворение» и «неудовлетворение». Единственной целью Д-мотивации  является устранение дефицитных  состояний (напр., чувства голода). В этом смысле Д-мотивы являются  устойчивыми детерминантами поведения. У людей с Б-мотивацией удовлетворение личных потребностей усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не уменьшает потребность. Такие люди поднимаются над собой и вместо того, чтобы хотеть всё меньше и меньше, они хотят всё больше и больше (например, знаний).  

 Следовательно,  в структуре личности значительную  часть занимают мотивационные  свойства. С мотивационной сферой  личности взаимосвязан её уровень  притязаний. Мотивация достижения  успеха и мотивация избегания  неудачи определяют соответствующие типы мотивации личности. Мотивационные свойства личности неизбежно обеспечивают эффект мотивации обучения. Диагностика мотивации осуществляется на основе специальных методик психодиагностики. Мотивация личности рассмотрена в теории потребностей. 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. http://www.rae.ru/monographs/77-2805

Информация о работе Мотивационные свойства личности