Морально-психологические факторы брачно-семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 20:58, реферат

Описание работы

Современные брачно-семейные отношения

требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и

психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в

успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных

качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего

поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая

подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой,

психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Содержание

1. Идейные ценности семьи


2. Нравственные основы семьи


3. Психологический климат семьи


4. Трудовая атмосфера и эстетика быта

семьи


5. Бюджет и хозяйство семьи.


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Семейная психология1.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

      "Морально-психологические  факторы брачно-семейной жизни" 
 
 
 
 

1. Идейные ценности  семьи  

2. Нравственные  основы семьи  

3. Психологический  климат семьи  

4. Трудовая атмосфера  и эстетика быта

семьи  

5. Бюджет и  хозяйство семьи.  

Заключение  

Список использованной литературы

Введение  

В

нашей стране уделяется  большое внимание семье. “Семья находится  под защитой

государства” [1] .

Современные   брачно-семейные отношения

требуют того, чтобы  у мужа и жены был высокий уровень  нравственно-этической и

психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в

успешном развитии личностных качеств, умения разбираться  в собственных

качествах и  качествах других людей. Вот поэтому  подготовке подрастающего

поколения к  семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая

подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой,

психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.  

Семья

– очень важное, ответственное дело человека. Семья  приносит полноту жизни,

счастье, но каждая семья является прежде всего большим  делом, имеющим

государственное значение [2] . И

цель нашего общества – счастье людей, и одним  из его важнейших слагаемых

является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое

поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе

о семье: повышение  реальных доходов, социальных пособий  и льгот, жилищная

обеспеченность  и т.д.  

Итак,

семейная жизнь  требует от человека очень разных знаний и умений, а также

навыков, которые  формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской

семьи.

1. Идейные ценности  семьи  

Являясь

ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои.

В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности

идейные.  

Семья

– важнейшая  школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути

морально-политического  становления личности. [3]  

Активная

общественная  направленность деятельности отца и  матери находят отражение в

образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.  

Огромную

роль в передаче идейного опыта старших поколений  младшим играют традиции

(начало и  окончание учебного года детей;  дни совершеннолетия; получения

паспорта и  т.д.)  

К

идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания,

письма, награды. Каждая из них – свидетельство  о жизни и делах близких,

родственников. Бережное отношение к реликвиям  – источник нравственной силы,

идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2. Нравственные  основы семьи  

Мораль

формируется в  конкретных исторических условиях и  соответственно, само её

содержание меняется в зависимости от этих условий. [4]  

Моральный

кодекс провозглашает  ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья:

“Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы

напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный

труд? Или принцип  “один за всех, все за одного “  – разве он касается лишь

общественной

жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному  отношению к людям, честности

и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?  

Какой

бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с

раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в

деятельности, в  поступках людей.  

Так,

понятие “семейный  долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и

родительский  долг, и сыновний (дочерний) долг и  долг брата, сестры, внуков и

т.д.

Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь

немыслима без  долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная

нравственная  ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за

то, чтобы в  семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И

участие детей  в жизни семьи должно происходить  на правах равноправных членов

семейного коллектива.  

Можно

с уверенностью сказать, что дом, в котором нет  дружбы, добрых отношений между

старшими и  младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и

детей мы вправе причислить к нравственным ценностям  семьи.  

Искренние,

уважительные  отношения устанавливаются, как  правило, лишь в семьях, где

отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие  отношения семьи

отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя

выйти из конфликта  и с достоинством переносить невзгоды.  

С

первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее,

унаследованное  от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений,

свои традиции, в которых нашли бы отражение  помыслы молодых людей создать

прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание

станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и

останутся в  семье на всю жизнь. [5]

3. Психологический  климат семьи  

Психологический

климат –  это совокупность психологических  состояния, настроения, отношений

людей в группе и коллективе. Выделяются две категории  психологического климата:

благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными

характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью,

эмоциональным состоянием и др.  

На

психологический климат семьи влияют также отношения  супругов как к людям

вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и

такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление

взять ответственность, умение отнестись к себе более  критически.  

Психологический

климат благополучной  семьи характеризуется общностью интересов супругов. [6]  

Наиболее

ярко психологический  климат проявляется в совместимости  людей. Под этим обычно

понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных

установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то

человека принимают  таким, какой он есть. Совместимость  проявляется в том, что у

членов семьи  происходит сближение мнений, оценочных  суждений.  

Что

является показателем  совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у

членов семьи  психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье

благоприятный психологический климат.  

Антиподом

совместимости является феномен несовместимости  людей, когда происходит

отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение,

“психическое  насыщение” от общения друг с другом. Учёные считают, что эти

отношения могут  быть прочными тогда, когда близкие  признают друг за другом

“право на одиночество”, и после этого люди вновь стремятся  к взаимному общению.  

Совместимость

– сложное явление  и имеет несколько уровней. Это  идейно-нравственная общность и

социально-психологическая  совместимость. Они проявляются  при совпадении

основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир  и своё место в нём.  

Другими

вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые

зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.  

Совместимые

партнёры имеют  подобие одних качеств (уровень  интеллекта, воспитания и т.д.) и

в то же время  могут иметь контраст других, связанных с особенностями

темперамента. В  повседневной жизни надо настраиваться  на поиски совместимого

человека. Но идеалов  не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять

собственные желания  и потребности с устремлениями  другого человека.  

Семейное

счастье – не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты,

человечности  и любви. Быть хорошим супругом –  безусловно, сложное дело,

требующее, как  было сказано выше, большого уровня знаний и умений – например,

умения проявлять  свои чувства и в то же время  не реагировать на мелочи; умения

преодолевать  себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления

принять на себя ответственность за решение сложных  вопросов; наконец, умения

создать благоприятный  психологический климат в своей семье.

4. Трудовая атмосфера  и эстетика быта семьи  

Поскольку

семья является ячейкой общества, она связана  с трудом. Труд для семьи служит

источником материального  благосостояния. [7]  

Добросовестный

труд вызывает уважение товарищей по работе, членов семьи. Наконец, само

существование семьи тесно связано с необходимостью домашнего повседневного

труда.  

Каждый

из супругов должен отчётливо понимать, что их домашние дела никто за них не

сделает, и нежелание  одного работать обернётся дополнительной нагрузкой на

Информация о работе Морально-психологические факторы брачно-семейной жизни