Монотония труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Монотонность:
Слово «монотонность» греческого происхождения и в переводе означает однообразие. Сущность монотонности заключается в продолжительном неприятном воздействии однообразия работы на организм человека, его нервную систему. Нередко в качестве синонима употребляют слово «скука», когда слушают, например, долго повторяющуюся неинтересную мелодию, рассказ, известный со школьной скамьи.

Работа содержит 1 файл

Реферат Монотония труда.docx

— 24.02 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Монотонность:

Слово «монотонность» греческого происхождения и в переводе означает однообразие. Сущность монотонности заключается  в продолжительном неприятном воздействии  однообразия работы на организм человека, его нервную систему. Нередко  в качестве синонима употребляют  слово «скука», когда слушают, например, долго повторяющуюся неинтересную мелодию, рассказ, известный со школьной скамьи.

Монотонный  труд:

Современные ученые уделяют  большое внимание изучению монотонных видов труда, так как количество работников, занятых этим видом деятельности, неуклонно растет. В России их число  достигает примерно 30% от числа всех работающих, по данным зарубежной печати, на американских предприятиях их около 70%. Возможности избавиться от монотонного  труда пока не предвидится, более  того, имеется стойкая тенденция  увеличения объема монотонных работ  в большинстве имеющихся трудовых процессов.

 

Основные группы монотонных трудовых процессов.

«Классическим» вариантом монотонии являются конвейерные работы, производимые в заданном темпе и ритме, где простые элементы, короткие по времени выполнения, в определенной последовательности повторяются многократно в течение рабочей смены, недели, месяцев, а иногда и многих лет.

По сути, близки конвейерным  — работы, выполняемые поточным способом, где темп и ритм зависят  от головного рабочего в потоке.

Следующая группа — работы, выполняемые в свободном темпе и ритме на станках, автоматах и полуавтоматах: штамповка, клепка, полирование и аналогичные процессы. Здесь операция деятельности часто сводится к двум элементам: взять и положить нужным образом обрабатываемую деталь или изделие.

К монотонным относятся контрольные работы по браковке изделий, труд оператора по наблюдению за положением стрелок и приборов на щите управления, однообразный труд в условиях однообразной рабочей обстановки.

 

МОНОТОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

«Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых

действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к  устойчивости внимания» (3).

Состояние монотонности.

 В процессе деятельности  помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на психическое состояние и работоспособность человека. «Состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному утомлению» (3). «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и при легком, не утомительном труде» (3). Отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство. Снижает психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности.

Исторически сложилось, что  монотонность труда привлекла наибольшее внимание психологов. Этому способствовало распространение конвейерного труда с однообразием рабочих операций, бедностью впечатлений и образованием «психологического вакуума» в сознании работающих на конвейере. Значение проблемы монотонности труда возрастает с появлением монотонной сенсорно-интеллектуальной деятельности. «Острота этой проблемы состоит не только в снижении производительности труда и увеличении травматизма, но и в изменении личности, нарушении ее контактности с окружающими, что приводит к конфликтам на работе и дома»(1).

Большой вклад в изучение монотонной деятельности внесли исследования в области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана роль типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к развитию состояния монотонии (В.И. Рождественская, И.А. Левочкина, Н.П. Фетискин и др.). В результате этих работ выявлено, что состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со слабой нервной системой.

Н.П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с

инертностью нервных процессов. Эти типологические особенности  образуют

типологический комплекс монотоноустойчивости. Противоположные типологические особенности (сильная нервная система, подвижность нервных процессов и т.д.) не способствуют устойчивости к монотонии и образуют монотонофобный типологический комплекс.

«Исследования в этой области  выяснили, что у лиц с монотонофильным

типологическим комплексом состояние монотонии появляется на полтора часа

позже, чем у лиц с  монотонофобным типологическим комплексом. Различны и

производственные показатели. У монотонофильных рабочая норма выполнялась на 33% чаще, а брак отсутствовал в 31% случаев, в то время как среди монотонофобных с отсутствием брака не обнаружилось ни одного человека. Важно и то, что среди первых положительное отношение к работе встречалось чаще»(1).

Лица, обладающие типологическим комплексом, не способствующим

монотоноустойчивости, за более короткий срок, чем другие, увольнялись с

работы. В частности, А.И. Самойлова показала, что среди  работниц,

занимающихся однообразным трудом, преобладают лица со слабой нервной

системой.

«В целом, полученные на монотонных производствах данные подтверждают результаты многочисленных лабораторных экспериментов о большой устойчивости к действию однообразного фактора лиц со слабой нервной системой» (1).

В исследованиях Фетискина Н.П. была выявлена связь устойчивости к монотониисо свойствами темперамента; более устойчивыми оказались лица с высокой ригидностью (что можно связать с сильно выраженной у них инертностью нервных процессов), интроверсией и низким нейротизмом. Кроме того, устойчивость к монотонии была выше у лиц с низкой и средней самооценкой, средним уровнем притязаний. Влиял также пол работающих: у женщин устойчивость выше, чем у мужчин.

Связь монотоноустойчивости со слабой нервной системой объясняется тем, чтоэти люди обладают более высокой чувствительностью, чем люди с сильной нервной системой.

Монотонная деятельность приводит к развитию такого состояния  как психическое пресыщение, которое по своим характеристикам противоположно состоянию монотонии. Поэтому вместо апатии, скуки у рабочих появляется раздражение, отвращение к работе, даже агрессивность. Анализ таких случаев показал, что состояние психического пресыщения самостоятельно появляется у лиц со слабой нервной системой.

 

РЕЖИМ ТРУДА И  ОТДЫХА

 

 Под режимом труда  и отдыха понимается временная  регламентация продолжительности  работы и внутри сменных и  межсменных перерывов. В РФ продолжительность работы в неделю установлена 40 ч для взрослых работников; 36 ч - для рабочих 16…18 лет и 24 ч - для работников 15...16 лет; при вредных условиях труда - не более 36 ч в неделю. Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учетом динамики работоспособности.

По мере истощения резервов организма развивается утомление, т.е. временное снижение работоспособности  вследствие интенсивности, длительности в неблагоприятных условиях труда. При утомлении снижается производительность труда, увеличивается производственный травматизм, ухудшается самочувствие, появляется ощущение усталости, для профилактики утомления необходим рациональный уровень рабочей нагрузки (обычно около 30% от максимальных возможностей человека), правильно выбранные перерывы, функциональная музыка, пребывание в кабинетах психофизиологической разгрузки. После обеденного перерыва (его продолжительность должна быть в пределах 0,5...2 ч) изменения работоспособности носят тот же характер, но реализуются на более низком уровне.

При установлении перерывов  должно учитываться, что для восстановления функций при отдыхе требуется  не менее 10 мин.

Основой для возникновения  переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести  труда и отдыха. Кроме того развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления  – различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройства сна, ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.

Важной меры профилактики утомления является обоснование  и внедрение рациональной системы  чередования периодов работы и перерывов  между ними. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или  постоянным напряжением внимания. Длительность перерывов должна соответствовать  возрастным особенностям организма.

Следует помнить также  о том, что в период отдыха происходит не только ликвидация утомления, но и  потеря положительных свойств, приобретаемых  во время выполнения работы, т.е. состояния  «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих последствием повышение  количества и качества выполняемой  работы.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов (что повышает производительность от 3 до 14%).

В последнее время для  снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно  используют функциональную музыку (повышение  положительного эмоционального настроения), а также кабинеты релаксации или  комнаты психической разгрузки.

Большую роль в организации  производственного процесса играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического  стереотипа. Факторы нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомлению. Однако излишний автоматизм рабочих движений, переходящий в монотонность, может привести к преждевременной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течении дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедлением к концу смены.

На снижение негативных факторов влияет так же: механизация и автоматизация производства, санитарное благоустройство производственных помещений, равномерное распределения нагрузки между различными мышечными группами, рационализация рабочей позы и др.

                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение связей типологических особенностей, проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности касается более общего вопроса о  связи биологического и социального в человеке, т.е. касается мировоззренческих  и методологических аспектов современного естествознания» (1).

В   настоящее   время    не    раз    доказано,    что    биологический (психофизиологический)  фактор  играет  важную   роль   в   профессиональной деятельности человека. Сейчас необходимо выяснить  другой  вопрос:  в каком соотношении  находится  социальное  и  биологическое  в  каждом   конкретном случае.  Как  известно,  формирование  и  развитие  человека  происходит   в результате  сложного   взаимодействия   природных   и   социальных   систем, воздействие которых неравнозначно и противоречиво.  «В  связи  с  этим  роль типологических особенностей может быть в том или ином  действии  и  поступке велика, а в других случаях – незначительна» (1).

Связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с эффективностью деятельности всегда косвенная,  опосредованная способностями и стилем деятельности. Поэтому нельзя связывать успехи человека, а  равно  и не успехи, с присущим  ему  комплексом  типологических  особенностей.  «Ведь достижения  высоких  результатов  в  любой  области   определяется   многими факторами, в частности – обученностью, мотивацией,  техническими  средствами и т.д.» (1). Кроме того,  сами  способности  могут  зависеть  не  только  от типологических особенностей,  но  и  от физиологических  и  морфологических особенностей  человека,  например:  двигательные  способности  связанны   со структурой мышц.

 Важно учитывать и то, что на разных этапах  овладения профессиональным мастерством,  адаптации  к  условиям  деятельности  ее  эффективность  может зависеть  от  разных,  даже  противоположных   типологических   особенностей проявления свойств нервной системы.

Список использованной литературы

 

     1.             Е.П. Ильин/ Дифференциальная психофизиология/ СПб. Питер,2001

     2.             П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А.  Подгорных, Н.Л. Пономарев,

Н.И. Сердюк/ Безопасность технологических  процессов и производств. Охрана

труда/ Москва/ 1999.

     3.             А.И. Рофе/ Основы организации труда на предприятии.

Учебное пособие/ Москва/ 1994.

 

    


Информация о работе Монотония труда