Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:00, реферат
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом за¬висит от совершенства методов исследования, от того, насколь¬ко они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный про¬рыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления на¬столько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успе¬хи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегри¬рованными методы самых разных наук: методы филосо¬фии и социологии, математики и физики, информатики и ки¬бернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Благодаря применению методов естественных и точных на¬ук, психология начиная со второй половины прошлого века вы¬делилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.
Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, “промежуточный” по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно – методы представления, обработки и – интерпретации данных эмпирического исследования.
Согласно точки зрения М.С. Роговина и Г.В. Залевского, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания3. Они сводят число основных психологических методов к шести (см. рис. 4):
1)
герменевтический –
2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике;
3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания;
4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;
5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам;
6)
эксперимент как активное
Рисунок
4 - Классификация психологических методов
М.С. Роговина и Г.В.
Приведенная
классификация имеет
Однако
авторы умышленно или неумышленно
остановились лишь на классификации
эмпирических психологических методов,
для чего были вынуждены включить
моделирование в число
Существуют
и другие подходы к описанию и классификации
методов психологического исследования,
но практически всегда ставится знак тождества
между эмпирическими методами психологического
исследования и психологическими методами
вообще, что затрудняет определить специфику
тех и других. В.Н. Дружинин по аналогии
с другими науками выделяет в психологии
три класса методов.
1. Теоретические методы – методы, при
которых субъект взаимодействует с мысленной
моделью объекта (точнее – предметом исследования).
2. Эмпирические методы – методы, при которых
осуществляется реальное взаимодействие
субъекта и объекта исследования.
3. Интерпретация и описание – методы,
при которых субъект “внешне” взаимодействует
со знаково-символическим представлением
объекта (графиками, таблицами, схемами).
Теоретическими
методами психологического исследования
считаются:
· дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный)
– метод, при котором осуществляется восхождение
мысли от общего к частному, от абстрактного
к конкретному. Его результат – теория,
закон и др.;
· индуктивный – метод, при котором осуществляется
обобщение фактов, восхождение мысли от
частного к общему. Его результат – индуктивная
гипотеза, закономерность, классификация,
систематизация;
· моделирование – конкретизация метода
аналогий, “трансдукция”, умозаключения
от частного к частному, когда в качестве
аналога более сложного объекта берется
более простой и (или) доступный для исследования.
Его результат – модель объекта, процесса,
состояния.
Существуют два основных вида моделирования структурно-функциональное и функционально-структурное. При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) – другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании.
При
функционально-структурном
Естественно,
структура психической
Следует, наверное, отделить теоретическую модель психической реальности как таковой (например, психика – “телефонная станция”) от субъективной модели психической реальности конкретного другого человека, которая есть “чистое переживание”. Сходство психических процессов – не сходство научных методов.
От
теоретических методов
Умозрительный
психолог, как и философ, порождает
приемлемые, с личной точки зрения,
модели психической реальности либо
модели ее отдельных составляющих (теории
личности, общения, мышления, творчества,
восприятия и т. д.) Продуктом умозрения
является учение, т. е. некоторый целостный
мыслительный продукт, объединяющий в
себе черты рационального и
Дружинин предлагает все эмпирические
методы психологического исследования
разделить по двум основаниям, связанным
с познавательной деятельностью исследователя:
· активность – пассивность;
· наличие средств – непосредственность.
Активность
– пассивность. В психологическом
исследовании объект также может
быть активным, ведем ли мы речь о
человеке или животном. Человек в
качестве испытуемого является субъектом
общения, познания и деятельности, как
исследователь. Следовательно, при
классификации эмпирических психологических
методов нужно учесть и эту
особенность.
Наличие средств – непосредственность.
В психологии важное значение имеет интерпретация
и понимание поведения испытуемого. Процесс
понимания в каком-то смысле противоположен
процессу измерения. При измерении мы
максимально стремимся объективировать
результаты исследования, а используя
понимание, наоборот, субъективно интерпретируем
поведение испытуемого в своих личных
смысловых единицах.
Кроме того, по мнению Дружинина, все эмпирические
методы психологического исследования
удобно располагать в двухмерном пространстве,
оси которого обозначают два специфических
признака психологического исследования:
· первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо).
· второй – объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и “чистое” понимание поведения другого человека путем чувствования, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но “внутренние” (в смысле концепции Л.С. Выготского) – личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. д.
Средства,
которые исследователь
Эти
два специфических признака, разделяющие
эмпирические методы психологического
исследования на типы, можно назвать
и по-другому. Первый образует ось: “два
субъекта – один субъект” или “внешний”
диалог – “внутренний” диалог. Второй
образует ось: “внешние” средства – “внутренние”
средства или “измерение – интерпретация”.
В квадратах, образованных этими осями,
можно расположить основные эмпирические
методы психологического исследования
(см. рис. 14).
Рис.5 - Классификация
психологических методов
Психологический эксперимент, с этой точки зрения, является методом, в котором взаимодействие с испытуемым сочетается с объективной регистрацией его поведения.
Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную, роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Результат
применения теоретических методов
представлен знанием о предмете
в форме естественно-языковой, знаково-символической
или пространственно-
Информация о работе Моделирование, как метод психологического исследования