Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:10, доклад
Первые проявления сосредоточенности младенца были зафиксированы на 10—12-й день его жизни, когда он направил свой взгляд на огонь лампы, поставленной на близком от него расстоянии (В. Штерн, Б. Прейер). К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз
Доклад на тему: Младенческий возраст
Люблинская А. А. "Детская
психология"
Учебное пособие для студентов педагогических
ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
Первые проявления сосредоточенности
младенца были зафиксированы на 10—12-й
день его жизни, когда он направил свой
взгляд на огонь лампы, поставленной на
близком от него расстоянии (В. Штерн, Б.
Прейер). К концу первого месяца жизни
ребенок уже может следить в течение нескольких
секунд за ярким, блестящим предметом,
движущимся на расстоянии около метра
от его глаз. К 6 месяцам возрастает как
дальность расстояния до фиксируемого
предмета, так и длительность сосредоточенности
ребенка на данном предмете.
Внимание младенца раньше всего привлекают
подвижные, яркие предметы, воспринимаемые
зрительно, а также звуки. Начиная со второго
месяца длительность сосредоточения на
звуках (особенно на речи людей) заметно
увеличивается при поддержке звучания
зрительным восприятием звучащего предмета
(или лица говорящего человека).
Так, ребенок 3 месяцев более продолжительно
слушает звуки колокольчика, когда он
смотрит на него, чем тогда, когда он колокольчика
не видит. Услышав речь взрослого, ребенок
поворачивает голову и слушает произносимые
звуки дольше, если он видит говорящего
человека. После 3—4-го месяца жизни такая
опора на зрительное восприятие предмета
уже не столь необходима. На 2—3-м месяце
жизни внимание ребенка наиболее легко
привлекает человек. Младенец отвечает
на появление человека общей реакцией
оживления.
Совершенствование рефлекторной деятельности
по мере развития ребенка обнаруживается
и в измененнии подражания. Если сначала
(2—3 мес.) ребенок, глядя на взрослого,
улыбается, повторяя своими непроизвольными
движениями лица его улыбку, то в 6—7 месяцев
младенец начинает воспроизводить движения
с игрушкой, трясет погремушку, похлопывает
рукой по мячу.
Во второй половине года он подражает своим лепетом отдельным элементам речи взрослого, а к концу года, внимательно следя за взрослым, повторяет цепи слогов: «да-да» или «да-да-да», «ба-ба» К концу года ребенок воспроизводит отдельные действия взрослого с предметами (функциональные действия): причесывает гребенкой куклу, сморкается в платок, мешает ложкой в чашке. На втором году жизни ребенок может воспроизвести движения или звукосочетания произвольно, вслед за взрослым, внимательно всматриваясь в образец.
Отметим общие особенности
внимания маленьких детей:
1. Внимание ребенка младенческого
и преддошкольного возраста кратковременно,
сосредоточенность его слабая. Создается
лишь кратковременная и нестойкая доминанта.
Внимание постоянно колеблется, перемещаясь
с одного объекта на другой без видимой
причины, например ребенок (в конце преддошкольного
периода) за 12 минут 8 раз переменил предмет
своей игры; длительность сосредоточения
на одном объекте не превышала 2 минут.
2. Маленький ребенок не управляет своим
вниманием. Оно имеет непроизвольный
характер и привлекается ярким, сильным
или новым раздражителем. Нестойкое и
легко отвлекаемое внимание маленького
ребенка не отличается подвижностью и
не поддается управлению, т. е. не может
переключаться по его желанию. Ребенок
не может произвольно менять направленность
внимания, так как не владеет им.
3. У маленьких детей очень узкий объем
внимания. Если ребенок держит в руках
погремушку и ему показали другую игрушку,
он отпускает первую и тянется за второй.
Если трехлетнему ребенку что-то рассказывают,
он перестает есть. Распределение внимания
между двумя предметами или действиями
маленьким детям совершенно недоступно.
4. Чем моложе дети, тем меньше они могут
сосредоточиваться на словах, обращенных
к ним. Слова сначала лишь сопровождают
наглядно воспринимаемые предметы. Только
постепенно слово приобретает настолько
большое значение, что может вызвать без
всякого подкрепления сильный очаг нервного
возбуждения. Тогда (обычно после 2 лет)
становится возможным вызвать внимание
детей словесным сигналом, сосредоточить
его на словесной инструкции, рассказе.
5. Как и в более старшем возрасте, внимание
маленького ребенка наиболее устойчиво
в активной деятельности: в играх, манипуляциях
предметами, различных действиях.
Вывод: Младенческий возраст - абсолютно уникальный период в развитии личности ребенка, наполненный самыми поразительными открытиями для ребенка и родителей, противоречивый по своей сущности и насыщенный в контексте становления его личности.
Самое уникальное противоречие этого
возраста заключается в стремлении
ребенка общаться с взрослыми
и отсутствии каких-либо средств для
реализации этого вида деятельности. Поэтому
очень важным становится направленность
родителя на удовлетворение этой наиболее
важной потребности ребенка, помимо удовлетворения
физиологических потребностей малыша.