Межполовые различия психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Половая дифференциация – это фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных.

Работа содержит 1 файл

редактированнвая психология.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

ценностей, когда мужчина противопоставляется женщине, рассудок -

эмоциональности, культура - природе.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе мужчин и женщин по-прежнему

принято оценивать в различных категориальных системах: при описании мужчины

акцент, как правило, делается на его общественном положении, социальных

достижениях и роде занятий, а при описании женщины - на ее семейно-

родственных отношениях, внешности, характере, сексуальности и тому подобное.

Однако для многих психологов является очевидным тот факт, что, по мере

демократизации общества, половые свойства мужчин и женщин становятся все

менее поляризованными, все более взаимопересекаются. Естественно

предположить, что этот процесс не может не отразиться на развитии

познавательных способностей современных мальчиков и девочек.

Если будет доказано, что смена половой роли может повлиять на направление

интеллектуального развития человека, и биологический пол не является

определяющим фактором этого развития, то социальные последствия такого

открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того

доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной

эволюции. Если же окажется, что слова "мужское" и "женское" - это не просто

роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие

данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется

делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей.

 

Межполовые различия в способностях и их научное объяснение

Бытует мнение, что межполовые психологические и поведенческие различия в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло- ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально- культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Строение мозга.

Хотя, несомненно, существуют причины культурного толка для наших различий в

эмоциях и поведении, результаты недавних, поистине феноменальных исследований

показали, что корень многих загадочных различий между полами, возможно,

следует искать в наших головах. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве,

имеет множество отличий - по размерам, структуре, чувствительности. В целом

мозг женщины, как и ее тело, на 10 - 15 процентов меньше мужского. В то же

время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими, как

изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами.

Ниже перечислены наиболее важные, по мнению ученых, отличия женского мозга от

мужского.

              Женщины используют больше мозга, чем мужчины.             

- Чем бы ни занималась женщина, даже если она просто шевелит большими

пальцами рук, активность нейронов у нее распространяется на большем участке

мозга, - говорит д-р Марк Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского

университета Южной Каролины.

Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах

узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую

мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни большого города.

Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у

женщин толще мозолистое тело - совокупность нервных волокон, соединяющая

большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально-

интуитивному правому полушарию и рациональному, воспринимающему только факты

левому лучше “общаться” между собой. В результате женский мозг может

образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые

полагают, что это отражается на способности женщины быстро "переключаться"

между разным отношением к миру, в то время как мужчины работают в одном

"режиме".

Одни называют эту способность эмоциональным интеллектом, другие говорят о

женской интуиции.

И все же, по крайней мере в некоторых случаях, мужчины способны лучше

концентрироваться.

              Женский мозг интенсивнее реагирует на эмоции.             

Сканируя мозг мужчин и женщин в тот момент, когда они вспоминали об

испытанных ими эмоциональных потрясениях, Марк Джордж обнаружил различия в реакциях на эмоции, например печаль. Хотя и вызванное примерно одинаковыми переживаниями, у женщин чувство грусти активирует нейроны на площади, в восемь раз большей, чем у мужчин. Теоретически то, каким образом наш мозг реагирует на печальные события, может увеличивать риск депрессии, которая у женщин развивается вдвое чаще, чем у мужчин.

Женский мозг способен также более точно определять эмоциональный настрой других людей. Д-р Ракел Гур, психоневролог из Пенсильванского университета, и ее муж, психолог Рубен Гур, проводили сканирование мозга испытуемых добровольцев. Просматривая фотографии актеров, лица которых выражали

различные эмоции, представители обоих полов легко определяли счастливые лица,

но распознать печальное женское лицо мужчинам    было намного труднее. “На

лице женщины должно быть написано    поистине неизбывное горе, чтобы мужчина

это заметил”, - говорит                 Рубен Гур.

                   У женщин особые отношения со словом.                  

Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков - зрительно-

пространственный. Уже к 18 мес девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому

строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к

решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют

речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

Причина может состоять в том, что при чтении женщины используют нейронные

области обоих полушарий мозга, говорят д-р Салли и д-р Беннетт Шейуиц,

преподаватели педиатрии и неврологии из Йельского университета. В отличие от

них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария.

Во взрослом возрасте женщины также обладают лучшими вербальными навыками. При

тестировании женщины придумывают больше слов, начинающихся с одной буквы,

приводят больше синонимов, быстрее мужчин подбирают названия для цвета и

формы предметов.

Но, пожалуй, еще важнее следующее: оба полушария женского мозга обрабатывают

все, что связано с речью, и это помогает женщинам быстрее выздороветь после

перенесенного инсульта или мозговой травмы. “Благодаря тому что у женщин,

когда они говорят или читают, задействована более широкая сеть нейронов, чем

у мужчин, - рассказывает д-р Джордж, - они лучше защищены от последствий

частичных поражений мозга”.

     Женщины иначе ориентируются.

В дороге женщины обращают больше внимания на то, что видят, в особенности на

такие запоминающиеся детали, как кафе на перекрестке или церковь напротив

детской площадки. Когда они возвращаются обратно или объясняют маршрут

другим, то опираются в основном на эти ориентиры, в то время как мужчины

мыслят категориями направления и расстояния (“полкилометра на север, потом

три километра на запад”).    “Я подозреваю, что мужчины рождаются с неким

биологическим преимуществом в отношении пространственного мышления”, - пишет

автор научно-популярных книг Дебора Блум. Она отмечает, что мужчины постоянно

получают более высокие баллы в тестах на мысленное вращение предмета в трех

плоскостях.

                         У женщин острее память.                        

В любом возрасте память у женщин лучше, чем у мужчин, сообщает психолог Томас

Крук, президент “Сайколоджикс”, исследовательского учреждения, испытывавшего

свойства памяти более чем у 50 тысяч мужчин и женщин. “Женщины способны

лучше, чем мужчины, ассоциировать имена и лица людей, они также лучше

запоминают перечни предметов”. “События, которые люди хорошо запоминают,

связаны, как правило, с эмоциями”, - говорит Крук.

- Поскольку женщины используют большие участки правого полушария,

ответственного за переработку эмоций, это происходит у них автоматически.

Джей Гид, занимающийся вопросом детской психиатрии в Национальном институте

психического здоровья, обнаружил, что мозг девочек развивается быстрее. Так,

наибольшая толщина серого вещества у них отмечается уже в одиннадцать лет,

тогда как у мальчиков - в двенадцать лет.

Миндалевидное тело, отвечающее за эмоциональные реакции, которое насыщено

рецепторами к мужскому половому гормону тестостерону, развивается быстрее у

мальчиков, а гиппокамп, отвечающий за процессы запоминания, имеет много

рецепторов к женскому половому гормону эстрогену и раньше развивается у

девочек.

Для узнавания лиц дети в возрасте 8-11 лет также пользуются разными участками

мозга. Результаты выполнения тестов у них были примерно одинаковыми, но, как

установили при помощи регистрации электрической активности, мальчики

использовали преимущественно правую половину мозга, а девочки - левую.

Ученые из медицинской школы Университета Пенсильвании отметили значительные

различия между распределением серого и белового вещества в головном мозгу

мужчин и женщин. У женщин больше серого вещества, состоящего из нервных

клеток и коротких отростков, а у мужчин - белого, состоящего из длинных

отростков клеток.

Ученые полагают, что это откладывает отпечаток на функциональные особенности

Информация о работе Межполовые различия психологии