Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себе как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цель развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 42.96 Кб (Скачать)

1. ВВЕДЕНИЕ  
Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себе как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.  
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цель развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело).  
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.  
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. При их достижении именно единством целей, сотрудничеством, характеризуется современный воспитательный процесс  
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам.  
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.  
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвецкий писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому, что нервная система в молодом возрасте отличаются высокой пластичностью и восприимчивостью. Одна из особенностей воспитательного процесса - его непрерывность. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.  
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целенаправленности формирования личности.  
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.  
Процесс воспитания имеет двухсторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитатель– педагога, тем целесообразнее воспитательное воздействие.  
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.  
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой: «По – настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требования поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.  
В своей методической разработке я особое внимание уделяю роли семьи в воспитании учащихся и роли взаимодействия мастера производственного обучения и родителей в формировании всесторонне развитой личности.  
 
 
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ  
 
Семейное воспитание (то же самое - воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения результатов. Социальное, семейное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.  
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является и средством обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследования, семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитанника, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья - такой и выросший в ней человек.  
Эта зависимость давно применяется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие и их семье вырастают дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.  
Родители являются для ребёнка образцом для подражания. В них они видят пример отношения к труду, к людям, к познанию. Причём дети подражают родителям и в хорошем, и в плохом. «Не думайте, - подчёркивал А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».  
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первоначальное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.  
История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности - революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественнее только те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.  
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индивидуализированную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и, в конечном итоге, к гибели общества. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.  
Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиции, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.  
Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.  
Подытоживая эти, в общем, хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к выводу:  
● влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;  
● в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;  
● семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество;  
● семья обеспечивает преемственность традиций;  
● важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;  
● существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.  
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к осуществлению контроля за учебой ребенка в школе, а сам контроль – к выяснению того, какие оценки получены.  
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие:  
 
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.).  
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.  
3. Двойная нагрузка на женщину в семье: нагрузка на работу и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома – 36 ч. Средний рабочий день женщины – матери, включая воскресенье, составляет 11 ч.  
4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.  
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина.  
6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.  
7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая напряженной и малоприветливой, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.  
Впервые за последние десятилетия наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (около 5-6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и специальные учреждения заменяют тысячам детей родительский кров.  
Что же может сделать мастер-педагог для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия? Проработав 30 лет в образовании, я, избавившись от иллюзий, перестроила свою работу с родителями. Ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя – эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность мастера открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущие своих детей.  
 
ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО РАБОЧЕГО  
 
Тихо и почти бескровно совершилась третья русская революция. Старый государственный и общественный строй рухнул, похоронив под обломками прежнюю воспитательную систему.  
В системе профессионального образования, у учащихся должны формироваться качества, которых ни школа, ни семья в отдельности сформировать не смогли – социальная активность, ответственность за выбранную специальность.  
Формирование этих качеств в основном зависит от мастера производственного обучения - ведущего воспитателя. Обусловлено это тем, что мастер ведет учебную группу от приема до выпуска. Он непосредственно осуществляет производственное обучение учащихся, организует производительный труд. В ходе такого обучения решаются главные воспитательные задачи. Мастер выступает как организатор воспитательной работы в группе, также объективно по своему положению должен координировать воспитательные усилия преподавателей, родителей, наставников и располагает наибольшими воспитательными возможностями в педагогическом коллективе.  
 
Воспитатели нередко ставят перед собой задачи обучения, а воспитание перекладывают на плечи родителей, в то время, когда они должны объединить свои усилия и направить их на то, чтобы:  
ü развивать у учащихся интерес к избранной профессии, приобретению знаний и производственных навыков;  
ü воспитать учащихся активными борцами за высокую культуру производства и производительность труда;  
ü добиться от каждого учащегося выполнения правил внутреннего распорядка, культурного поведения в колледже, в общественных местах, на предприятии, в быту;  
ü проявлять заботу о здоровье учащихся, быте, физическом развитии;  
ü обеспечить контроль за посещаемостью занятий и успеваемостью учащихся;  
 
Без систематического участия родителей в решении проблем воспитания немыслима глубоко продуманная система работы мастера по формированию личности будущего рабочего. Однако не везде еще совместная работа мастера и родителей рассматривается как важный фактор улучшения учебно-воспитательной работы. Там, где не установлены тесные контакты с родителями, проявляется незнание мастером фактов неблагополучного воспитания детей в отдельных семьях.  
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, не смотря на их многообразие, я постараюсь выделить модели отношений между родителями и учащимися в семьях.  
 
ТИПИЧНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙ И ИХ ДИАГНОСТИКА  
 
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят, родители знают, чем они интересуются, что беспокоит детей, уважают их мнение, стараются тактично помочь.  
2. Отзывчивые семьи. Отношения в семье нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Дети послушные, вежливые, дружелюбные, но не всегда инициативные. Родители вникают в заботы и интересы детей, дети делятся с ними своими проблемами.  
3. Материально – ориентированные семьи. Здесь главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают прагматизму, во всем видеть свою выгоду, чем заставляют хорошо учиться, но с единственной целью, чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Отношения с родителями лишены духовной основы и могут развиваться непредсказуемо.  
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят с товарищами, уходят из дома, не хотят учиться. Поведение детей вызывает в семье конфликты. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе.  
5. Антисоциальные семьи. Это временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят. Родители ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, дерутся. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.  
 
Недостаточно налаженные связи между мастером и родителями приводят к однообразной взаимной информации о подростке и вследствие этого к неумению мастера и родителей правильно воздействовать на него. Особенно к учащимся, которые внешним своим поведением вводят в заблуждение и мастера, и родителей.  
В данный момент я являюсь мастером производственного обучения в группах Л-31, Л-41 по профессии «Лаборант – аналитик», а группе Л – 41 также классным руководителем. Свою работу с родителями начала с предварительной диагностики, которая играет огромную роль. «Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной» (Д. Добсон). Я предложила две анкеты. Для родителей: экспресс – прогноз состава родительского коллектива. И для учащихся: экспресс – портрет будущего учащегося. (Приложение 1)  
 
 
Такая диагностика позволила увидеть отношения между родителями и детьми, отношения в семье, степень заинтересованности родителей в обучении детей, сделать анализ семей.  
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ:  
 
Группа Л – 31: 28 учащихся. 14 учащихся имеют полные семьи: 13 благополучные; 1- нет; 10 учащихся – проживают с одной матерью – в 2х семьях нет контакта; 4 учащихся проживают с матерью и отчимом – в 1ой семье нет контакта между отчимом и учащейся.  
Группа Л – 41: 32 учащихся, 13 человек – имеют полные семьи;  
9 человек – проживают с одной матерью, в одной семье мать ведет аморальный образ жизни; 6 человек – проживают с матерью и отчимом, в одной семье нет контакта между учащимся и отчимом; 2 человека – проживают без матерей, у одной учащейся мать умерла, а отец отстранился от воспитания, опекуна нет; у другой учащейся мать бросила троих детей на отца – помогает бабушка; 1 человек - имеет опекуна, мать умерла, отец отстранился от воспитания; 1 человек - проживает с бабушкой, а мать ведет аморальный образ жизни.  
Исходя из результатов диагностики, была продумана воспитательная работа с учащимися и их родителями на три года обучения.  
 
2.4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  
2.4.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ  
 
Большое значение в работе имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.  
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе мастера. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в группе с педагогами, конфликтная ситуация, инициатива учащегося, связанная с семейной ситуацией.  
Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей.  
- родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;  
- время консультации или беседы должно быть четко оговорено;  
- родители не должны ждать под дверью;  
- желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;  
- необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;  
- необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;  
- все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательны выслушаны;  
- в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;  
- если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;  
- если присутствие уч-ся в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.  
Каждая консультация или беседа должна мастером тщательно анализироваться.  
Посещение учащегося на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы мастер беспокоил их дома,- на это есть много причин. Иногда и учащиеся чувствуют себя неловко, если семья неблагополучная и мастер увидел и узнал то, что учащиеся так тщательно скрывали. Не следует забывать, что эти встречи имеют смысл только при полной откровенности мастера и родителей. Нужно помнить то, что даже самая негативная информация будет правильно воспринята семьей и встреча принесет пользу, если родители будут уверены в доброжелательном отношении мастера к их ребенку. Большой вред приносить вызов родителей, беседа с которыми заканчивается предупреждением «ПРИМИТЕ МЕРЫ!» Немаловажным условием является характер взаимоотношений между родителями и мастером. Нередко высказываются взаимные претензии, нежелание войти в положение друг друга, неодобрение, молчаливое или открытое противодействие между родителями и мастером. Подобные отношения приводят к недоверию, неприязни. Эти отношения часто складываются на почве различного понимания целей, задач, методов воспитания и обучения, сухого отношения мастера к ребенку, недостаточного внимания к подросткам, которые недобросовестно учатся и т.д.  
Совершенно ясно, что подобного рода взаимоотношения между родителями и мастером недопустимы. Они не только не способствуют успешному решению совместных задач, но и углубляют трудности с обучением и воспитанием уч-ся. Причины противоречий могут быть различными, но мастеру следует хорошо знать их, и в любом случае не порождать вновь.  
Безусловным требованием в совместной работе является соблюдение такта и уважительное отношение со стороны мастера к родителям во всех формах общения. Следует добиться того, чтобы мастер и родители радовались встрече друг с другом, делились «секретами» воспитания, не боялись доверять друг другу как самые близкие люди.  
Содержание, характер, тон разговора – все должно внушать родителям уверенность в том, что они могут прийти к мастеру с любой беседой, с самой интимной тревогой и что никогда никакое признание не обернется против их ребенка.  
Используя индивидуальную помощь, оказываемую мастером, родители становятся более компетентными в вопросах педагогического воздействия на ребенка, что положительно сказывается на уровне семейного воспитания. В дневнике педагогических наблюдений у меня есть раздел: «Работа с родителями». В этом разделе я указываю содержание и результаты проводимой работы с родителями.  
Формирование ученического коллектива - это серьезная педагогическая проблема. Не могут находиться в стороне от этой проблемы и родители.  
Я разъясняю родителям поставленные перед группой задачи, подсказываю им конкретные пути воспитания у детей интереса к общественной деятельности, ее значимости для коллектива. Систематически направляя воздействия семьи на укрепление коллектива группы, продумывая ее организацию, я тем самым, приобретаю в лице родителей активных помощников. В разговоре с детьми родители могут либо поощрять ту или иную инициативу, поддержать то или иное начинание, либо предостеречь детей от неправильных взглядов и суждений, действий, правильно настроить и подсказать им пути решения какого либо вопроса. Здесь важно, чтобы родители действовали не изолированно, советовались бы с мастером. Такая форма воздействия семьи должна всячески поддерживаться, поощряться и быть достоянием всех родителей.  
Формы индивидуальной работы с родителями могут сочетаться с коллективным формами.  
 
2.4.2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ  
 
Самой распространенной формой коллективной работы с родителями является родительское собрание.  
Я провожу совместные родительские собрания учащихся и родителей (1 – 2 раза в год). Я стараюсь организовать откровенный разговор, обсуждаем совместно с родителями, подсказываем новые пути воздействия на коллектив. Среди родителей могут быть люди, которые сумеют помочь в организации проведения конкурсов, соревнований, в которых важно проследить организованность, чувство патриотизма и гордости за коллектив.  
Известно, какую роль играет семья при определении детьми жизненного пути. Бывают случаи, когда, желая помочь своим детям в выборе профессии, они не всегда в силах это сделать из – за недостаточности осведомленности по этому вопросу. В процессе бесед я выясняю намерения учащихся, узнаю, совпадают ли их желания в отношении профессии с желаниями родителей, внушаю им уважение к рабочим профессиям. Опыт показывает, что групповые беседы о профессии родители слушают с большим интересом. Беседы я провожу доступными методами, применяю показ оборудования, диапозитивы- это повышает интерес слушателей к излагаемому материалу. Можно поручить родителям организовать экскурсии учащихся на предприятие, на котором они работают. Хорошо, если эта экскурсия будет дополнена демонстрацией передовых методов труда.  
Некоторые мастера, выступая на родительских собраниях и в частных беседах с родителями, перечисляют недостатки уч-ся, жалуются на детей за плохое поведение и успеваемость, а это не настраивает родителей на совместную работу, обычно они избегают встреч с нами после таких разговоров. Кроме того, учащийсяся видя, что мастер жалуется родителям на его поведение, начинает меньше уважать своих наставников. На первом собрании (30-31 августа) я стараюсь убедить родителей, что их дети не виноваты в том, что есть недостатки. Невоспитанность учащихся - промах семьи и школы. Поэтому я призываю родителей общими усилиями помочь детям избавиться от недостатков, привить им хорошие черты характера.  
На этом родительском собрании, я вручаю родителям памятку для руководства в воспитательной работе и провожу беседу «О роли родительского авторитета в воспитании детей». (Приложение 2) В памятке я указываю, что необходимо единство требований семьи и колледжа как важное условие успеха обучения и воспитания:  
- родители должны приобрести детям необходимые учебные пособия для занятий и т.д.;  
- чтобы учесть индивидуальные особенности уч-ся, прошу родителей сообщить мне о наклонностях, интересах своих детей;  
- уч-ся должны приходить на занятия опрятно одетыми;  
- аккуратное ведение конспектов поможет как преподавателю, так и родителям следить за успеваемостью и дисциплиной уч-ся, родители должны ежедневно просматривать конспекты;  
- в случае болезни уч-ся прошу сообщить об этом в колледж мастеру группы. Оправдательным документом может быть только справка от врача или письменное разрешение директора колледжа,  
- за умышленную порчу учащимися имущества администрация колледжа потребует возмещения нанесенного ущерба;  
- за грубое нарушение трудовой дисциплины (прогулы и частые опоздания), плохую успеваемость педсовет может исключить уч-ся из колледжа.  
Такая памятка особенно полезна тем родителям, которые мало знакомы с педагогикой и методикой воспитания.  
В целях лучшей организации совместной работы и оказания помощи в работе я избираю на втором родительском собрании родительский комитет, состоящий из пяти человек. В число членов родительского комитета избираем родителей с хорошими организаторскими способностями. Работа родителей позволяет понять те проблемы, которые стоят перед учащимся. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в учебной группе, взаимоотношения родителей друг с другом.  
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь, рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своим учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей, в дне самоуправления.  
Еще одна важная задача родительского комитета - оказание помощи мастеру производственного обучения во внеклассной работе.  
В первую очередь, это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях, развивают свой кругозор.  
Помимо таких уроков, родительский комитет может помочь мастеру производственного обучения в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, однако все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.  
Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно– бытовых вопросов в классе: ремонт кабинета, мебели, соблюдение санитарно – гигиенических и профилактических мер учащимися.  
Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если есть необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работать, мастер производственного обучения должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед мастером, и активно участвовать в их решении.  
На заседаниях родительского комитета мы рассматриваем вопросы хозяйственно– бытовые, выполнения учащимися правил распорядка и поведения, организации и проведении внеклассной работы с родителями.  
Родительский комитет в тесном контакте работает со всеми родителями. Приглашаем на заседания актива родителей и учащихся, проводим индивидуальные беседы, созываем родительские собрания, которые являются одной из форм привлечения родителей к решению учебно-воспитательных задач. На родительские собрания я обязательно приглашаю преподавателей, представителей администрации.  
На групповых собраниях родители заслушивают доклады об итогах и задачах учебной работы, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Нередко на групповые собрания я приглашаю, по решению родительского комитета, отдельных учащихся, требующих коллективного педагогического воздействия. Опыт показывает, что это положительно влияет на дальнейшую учебу и поведение.  
В моей группе есть учащиеся способные, но к урокам не готовящиеся, часто опаздывающие или совсем не приходящие на занятия, нарушающие режим проживания в общежитии, я неоднократно беседую с ними, регулярно приглашаю в колледж родителей. Обсуждали их поступки на заседаниях актива, групповых собраниях. Оставалось одно: пригласить на родительское собрание, на котором выступала я, выступали члены родительского комитета, заслушивали учащихся. Все сказанное заставило всерьез задуматься над своими поступками этих учащихся. Результаты сказались незамедлительно: учащиеся стали готовиться к урокам, улучшилось и их поведение.  
Очень важно, чтобы родительские собрания создавали атмосферу, настраивающую родителей на выполнение учебно-воспитательных задач, ориентирующих на правильное воспитание своих детей. Этого можно добиться, систематически работая с родителями.  
Каждое родительское собрание – это всегда педагогические раздумья, обстоятельный разговор, побуждающий родителей активнее участвовать в воспитании учащихся. На каждом родительском собрании я обязательно благодарю родителей за их участие в воспитании детей, вручаю благодарственные письма. В конце собрания прошу родителей не ругать детей, а помочь им советом.  
В работе с родителями учащихся имеет огромное значение заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.  
Для того чтобы родительские собрания вызывали у родителей интерес, в ходе родительских собраний я предлагаю темы для обсуждения, с учетом предложений и пожеланий родителей. От моей компетентности, эрудиции, коммуникабельности в будущем зависит степень доверия родителей мастеру производственного обучения. Иначе нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться ко мне за советом и помощью и приходить на родительские собрания. В своей работе я стараюсь ни один вопрос родителей не оставить без внимания, дать консультации или рекомендации. Если родители задают вопрос, значит, либо проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо она имеет временный фактор.  
Количество родительских собраний я планирую в зависимости от особенностей группы, контингента родителей. На первом родительском собрании, родители заранее получают информацию о сроках следующего собрания, видах сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и дает понять, что мастер целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.  
Первое собрание родителей является, как правило, организационным и проводится в конце августа – начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. (Приложение № 3) Их тематика определяется потребностями родителей, мастера, колледжа, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года.  
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.  
Текущие -это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в полугодии, результаты проводимых мероприятий.  
Тематические – это родительские собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей группы. Эти собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.  
Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся группы, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.  
Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, торжественные собрания.  
Каким бы по содержанию родительское собрание не было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда мастер его планирует, пишет своеобразный сценарий. Эти сценарии я разрабатываю сама или с помощью родительского комитета группы, с помощью учащихся.  
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся в колледже.  
Собрание должно быть полезным для родителей, чтобы им хотелось в нем участвовать, каждый должен получать то, что для него особенно актуально.  
Большое внимание я уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. В первую очередь, это традиция поощрения родителей, активно учащихся в жизни группы. Это может быть награждение почетными грамотами, дипломами. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, это является стимулом для учащихся, а так же признанием заслуг самих родителей в воспитании.  
Очень важным для меня является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому рекомендую вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление газеты. Тщательно подготовленное содержательное родительское собрание может совершить переворот в сознании, разбудить в родителях огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку быть счастливым.  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
А.С. Макаренко писал: «Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной проступок и тогда начинаем его «воспитывать». Ученик, не совершающий проступок, нас не занимает, куда он идет, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке – мы не знаем и знать не умеем».  
В связи с этим неизмерима роль мастера – учителя, воспитателя и организатора учебно – воспитательного процесса в группе. Роль мастера во многом определяется его влиянием на формирование личности уч-ся «Влияние личности воспитателя на молодую душу, - писал К.Д. Ушинский - составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».  
Это в равной мере относится и к родителям. Залог успешной многогранной деятельности мастера по обучению и воспитанию уч-ся в его совместной работе с родителями. Задача заключается в том, чтобы объединить общественное и семейное воспитание с обязательным учетом индивидуальных особенностей и возможностей подростка.  
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Даже в плохо воспитанном ученике нужно искать те положительные качества, опираясь на которые, можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других заданных целью воспитания качеств, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.  
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, проявление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие мастера производственного обучения в судьбе учащихся дают положительные результаты.  
Если учащемуся часто напоминать о его недостатках, учащиеся начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Не скупитесь на комплименты, щедро авансируйте будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.  
Из опыта работы я сделала вывод, что плодотворность совместной работы мастера и родителей зависит от прочности связей между ними, взаимопонимания совместных целей, задач и стремлений к их осуществлению.  
Совместная работа мастера и родителей по воспитанию учащихся должна быть глубокой по содержанию, живой и разнообразной по формам, а, следовательно, наиболее эффективной, только если она будет проводиться систематически, в тесной связи с педагогическим коллективом, с постоянным участием родительского комитета.  
Воспитание – это многогранный процесс. Мною рассмотрена часть этого процесса, как наиболее важная, потому что:  
1) взаимопонимание мастера и родителей в воспитании дает положительный результат;  
2) взаимопонимание родителей с детьми способствует более легкой адаптации к условиям современной жизни;  
3) формирование у учащихся положительных черт, которые прежде других надо выявить и реализовать.  
Все это позволяет добиться положительных результатов в формировании гармонично – развитой личности выпускника колледжа – будущего молодого специалиста.  
 
 
ЛИТЕРАТУРА  
 
1. Гельвецкий К.А. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». М.: 1938  
2. Подласый И.П. Педагогика: новый курс, «гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2000  
3. Хрестоматия по педагогической психологии, М.: 1995  
4. шпаргалка для родителей, Донец 1998  
5. Сонин В.А. Психологический практикум, М.: 2002  
6. К.Д. Ушинский «Предмет деятельности всей жизни» М.: издательство политической литературы, 1991  
7. А.С. Макаренко «проблемы педагогического мастерства» М.: издательство политической литературы, 1991

Информация о работе Межличностные конфликты