Межличностные конфликты. Виды. Стратегии поведения в конфликте. Диагностика. Профилактика и способы коррекции конфликтного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:02, доклад

Описание работы

Конфликт (лат. “столкновение”)– процесс резкого обострения, противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
Конфликт субъективен, так как не может быть вне психики и сознания личности. И в то же время объективен, так как реализуется в поведении людей.
Межличностный конфликт - ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Работа содержит 1 файл

Межличностные конфликты.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

    Межличностные конфликты. Виды. Стратегии  поведения в конфликте. Диагностика. Профилактика и способы коррекции  конфликтного поведения.

    Конфликт (лат. “столкновение”)– процесс резкого обострения, противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.

    Конфликт субъективен, так как не может быть вне психики и сознания личности. И в то же время объективен, так как реализуется в поведении людей.

    Межличностный конфликт - ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

    Виды  межличностных конфликтов:

    1. По направленности:

  • горизонтальные – участники не подчиняются друг другу
  • вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом
  • смешанные – где есть обе составляющие (организация)

    2. По значению:

  • конструктивные (созидательные) 
    оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, 
    приводит к развитию отношений между людьми
  • деструктивные (разрушительные) 
    одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую 
    одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы

    3. По характеру причин:

  • объективные
  • субъективные (плохое настроение, самочувствие)

    4. По сфере разрешения:

  • деловые
  • личностно-эмоциональные

    5. По форме проявления:

  • скрытые (плохо осознаются людьми)
  • открытые (осознаются)

    6. По времени протекания:

  • ситуативные
  • пролонгированные (длительные)

    Причины конфликтов:

  • информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.)
  • структура - связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.)
  • ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.)
  • поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.)
  • отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.

    Стратегии  поведения в конфликте:

  • уход (избегание)
  • приспособление (подавление себя)
  • компромисс
  • конкуренция
  • сотрудничество
 
    Уход
    Плюсы     Минусы
    Можно пользоваться, если конфликт вас не касается. 
Если вы не правы. 
Если попался сложный в общении человек. 
Нужна передышка в конфликте.
    Отнимается  возможность принимать участие  в событиях. 
Оппонент может завысить требования, когда вы вернётесь. 
Проблема за это время может вырасти.
    Формы поведения: 
- молчание 
- физический уход 
- переход на деловые отношения 
- полный разрыв
    Приспособление (подавление себя)
    Плюсы     Минусы
    Этот  конфликт важен оппоненту, и менее  важен вам. 
Власть другого человека выше вашей. 
Оппонент не готов выслушать. 
Когда вы жалеете другого человека. 
Когда разногласие незначительное.
    Потребность не удовлетворяется. 
Не затрагиваются главные спорные вопросы. 
Оппонент  часто не знает, что происходит. 
Конфликт не решается.
    Формы поведения: 
- согласие 
- подавление своих чувств 
- подстраивание под другого человека  
- создание вида, что всё в порядке
    Компромисс
    Плюсы     Минусы
    Решение лучше, чем его отсутствие. 
Справедливое решение. 
Когда переговоры в тупике, единственный выход. 
Отношения сохраняются.
    Неустойчивое  равновесие. 
«Половинчатая» выгода. 
Одна из сторон может повысить требования.
    Формы поведения: 
- поддерживание отношений 
- уступки 
- избегание острых столкновений 
- поиск справедливого решения
    Конкуренция
    Плюсы     Минусы
    Если  нужно показать превосходство. 
Когда вынуждены защищать интересы, имидж. 
Повышение самооценки и победа. 
Честная игра в рамках закона и правил.
    Порча личных и деловых отношений. 
Понижение самооценки у проигравшего. 
Не оправдана в межличностных отношениях.
    Формы поведения: 
- привлечение союзников 
- невербальные жесты
    Сотрудничество
    Плюсы     Минусы
    Выигрыш для каждого. 
Конфликт решается. 
Отношения сохраняются.
    Не  всегда возможно сотрудничество. 
Тратится много времени. 
Требует много навыков. 
Удовлетворение интересов важнее достижения цели.
    Шаги: 
1) Выяснить потребности. 
2) Для чего? (Апельсин =>жажда) 
3) Если потребности совпадают => поиск решений

    Общение с трудными людьми (Д. Скотт):

  1. Осознать, что попался трудный в общении человек и определить его тип.
  2. Не попадать под влияние этого человека, его точек зрения и мироощущения. Сохранять спокойствие и нейтралитет.
  3. Определиться: общаться дальше, решая конфликт, или прекратить общение.
  4. Найти способ удовлетворения его интересов.
  5. Попытаться решить конфликт.
 

 

    Типы  трудных в общении людей и общение с ними:

    1) Жалобщик

    Пессимист. Потребность в поддержке. 
Что делать:  Выслушать, отразить его чувства, выразить свои чувства, обсудить конфликт.

    2) Молчун

    Застенчивый, молчит. Потребность в принятии. 
Что делать:  Быть доброжелательным, открытым. Уметь держать паузу. Задавать открытые вопросы. Высказывать предположения.

    3) Разгневанный ребёнок

    Эмоциональная неустойчивость, инфантильность. Потребность  в  выражении чувств и принятии. 
Что делать:  Дать выразить эмоции.

    4) Интриган

    Причиняет тайно неприятности, плетёт интриги. Страх публичности. 
Что делать:  Вскрыть интриги спокойно и с доказательствами, максимально их разоблачить.

    5) Сверхпокладистый

    Предлагает  свою помощь, затем подводит. Потребность  в принятии. 
Что делать: Обозначить сроки. Разобраться в том, почему он не сделал работу.

    6) Агрессор (Грубый, бесцеремонный,  хам)

    Убеждён на 100%, что он прав. 
Что делать:  Не доказывать, что он не прав. Выразить свою точку зрения.

    Диагностика:

    «Поведение  в конфликте» Тест Томаса. 
Соответственно перечисленным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте: 
Соревнование (соперничество)  
Приспособление  
Компромисс  
Избегание  
Сотрудничество

    Интерперсональный диагноз Лири (Leary Interpersonal Diagno sis) — опросник личностный. Разрабо тан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диаг ностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при вза имодействии с другими людьми.  
Задача испытуемого при работе с оп росником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оцен кой своего «Я». Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер.

    Методика  рисуночной фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика иссле дования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработан ной им теории.  
Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых изобра жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персо наж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришед ший на ум ответ. Черты и мимика персо нажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации до статочно обыденны и могут быть разделе ны на две группы: 1) ситуации-препят ствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-ли бо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунке справа; 2) ситуации обвинения, или «суперэго-блокинговые». В этих ситуациях персо наж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответ ственности. 

    Источники: 
1) Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер, 2002. "Мастера психологии".  
2) Лабецкая С.А. Лекции по конфликтологии.

Информация о работе Межличностные конфликты. Виды. Стратегии поведения в конфликте. Диагностика. Профилактика и способы коррекции конфликтного поведения