Межличностное восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

В последнее время во всём мире идёт активная разработка комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для об-разования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.

Содержание

Введение 3
Глава I. 6
1.1.Содержание межличностного восприятия. 6
1.2. Роль установки при восприятии человека человеком. 13
1.3. Формирование первого впечатления о другом человеке. 15
Глава II. Межличностная аттракция. 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.03 Кб (Скачать)

      Существует  большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация  понимается здесь не в том её значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте  изучения межличностного восприятия идентификация  обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания  другого человека есть уподобления  себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между  собой люди часто пользуются этим способом: предложение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

      Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией.

      Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться  на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии  не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает  те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

      Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов  понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную  традицию изучения), требует своего решения ещё один вопрос: как будет  в каждом случае тот, “другой” воспринимать меня, понимать линию моего поведения. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами процесс взаимодействие осложняется явлением рефлексии. В  социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим  индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже  не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня. Общая модель образования  рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом.

       Есть два  партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А            Б и обратная информация о реакции Б на А -

       Б             А. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А` и Б` соответственно, а также представление о другом. У А это представление о Б - Б``, а у Б представление об А - А``. Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так : А говорит в качестве А`, обращаясь к Б``. Б реагирует в качестве Б` на А``. Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании несовпадающих с объективной реальностью А`, Б`, А`` и Б``, при этом между А и А``, а также между Б и Б`` нет каналов коммуникации.  Явление рефлексии имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А``, или Б - Б``.

      Построение  моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только  к диадическому взаимодействию, но и к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.      

      Эффекты  межличностного восприятия. Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы  три : эффект ореола

      ( галоэффект), эффект новизны и первичности а также эффект, или явление, стереотипизации. Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот  образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

      Эффект  ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное  впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств  воспринимаемого и, наоборот, общее  неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок (когда  речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще  “эффектом Полианны”, а когда речь идет об отрицательной оценке - “дьявольским” эффектом). В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

      Тесно связаны с этим эффектом и эффекты  “первичности” (или “порядка”) и  “новизны”. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления  представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек  преобладает эффект первичности. Он состоит в том,  что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как  более значимая и оказывает большее  влияние на общее впечатление  о человеке.  Противоположный  эффекту первичности -   эффект новизны, который заключается в  том, что последняя, то есть более  новая информация, оказывается более  значимой, действует в ситуациях  восприятия знакомого человека.

      Известен  также эффект проекции - когда приятному  для нас собеседнику мы склонны  приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней  ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

      В более широком плане все эти  эффекты можно рассмотреть как  проявления особого процесса, сопровождающего  восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

        Явление стереотипизации в межличностном восприятии.  Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их “классифицируем”, - подростки, женщины, преподаватели, негры, гомосексуалисты, политические деятели и т. д. Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам формировать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т. д. ). Однако, эти два типа категоризации существенно различаются, поскольку в последнем речь идет о социальной реальности и о бесконечном разнообразии типов людей, составляющих общество. Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Впервые термин “социальный стереотип” был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным “сокращением” при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие в частности при , при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии распространяются на всех представителей данной профессии. Здесь проявляется тенденция “извлекать смысл” из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не взирая на его ограниченность.

      Стереотипы  редко бывают плодом нашего личного  опыта. Чаще всего мы приобретаем  их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами ( родителей, учителей), а так же о  средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.

      Само  по себе явление стереотипизации не плохо и не хорошо. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку : в восприятии человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, тем не менее необходим, так как значительно сокращает процесс познания. Особенно легко и эффективно полагаться на стереотипы при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие. Другими словами, процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида. Этот процесс можно сравнить с устройством “грубой настройки” в таких оптических приборах, как микроскоп или телескоп, наряду с которыми существует и устройство тонкой настройки, аналогом которого в сфере межличностного восприятия выступают такие тонкие и гибкие механизмы, как идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия. Во втором случае стереотипизация ведет к возникновению предубеждений.  Если суждение строиться на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, они особенно влияют не в условиях лабораторных опытов, а в реальной жизни, когда могут нанести ущерб общению людей и их взаимоотношениям. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры).

Заключение

 
 

      Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Вне  общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления  отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного  развития.

      Общение чрезвычайно разнообразно по своим  формам и видам. Можно говорить о  прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. При этом под  непосредственным общением понимается естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

      В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические  качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в  нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек  усваивает общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется  как личность и индивидуальность. Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.

      Итак, мы рассмотрели одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону.  И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.

        Сент-Экзюпери сказал об общении,  что это “единственная роскошь,  которая есть у человека”.  В общении открываются реализуются все стороны отношений человека - и межличностные,  и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

Информация о работе Межличностное восприятие