Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

Содержание

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Язык невербального общения
Выражение лица (мимика)
Визуальный контакт
Интонация и тембр голоса
Позы и жесты
Межличностное пространство
Ответ на невербальное общение

Работа содержит 1 файл

Психология общения - копия.docx

— 32.39 Кб (Скачать)

     Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и  т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки  могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка  жестов.  
 
 

6. Позы и жесты  

     Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит  или сидит, по его жестам и движениям.

     Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

     Наклон, при котором сидящие или стоящие  собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или  от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга  или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают  посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в  положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

     Когда Вы не знаете, в каком положении  Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как  движется, когда думает, чтонанего не смотрят.

     Значение  многих жестов рук или движений ног  в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают  на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, -. признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

     Обычно  и говорящим, и слушающим легко  беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная  моторика.

     Активная  жестикуляция часто отражает положительные  эмоции и воспринимается как признак  заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.  

7. Межличностное пространство  

   Другим  важным фактором в общении является межличностное пространство - как  близко или далеко собеседники находятся  по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными  категориями, как, например, "держаться  подальше" от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или "держаться  поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они  сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных  Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

  • интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
  • межличностное расстояние (0,5-1,2м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
  • социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
  • публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

     Обычно  люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  стоят или сидятна расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

     Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

     Эти правила значительно варьируют  в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и  старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые  люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе  к собеседнику (независимо от его  пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между  собеседниками: уравновешенный человек  с чувством собственного достоинства  подходит к собеседнику ближе, тогда  как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимсяна большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

     Традиция - также важный фактор. Жители стран  Латинской Америки и Средиземноморья  склонны подходить к собеседнику  ближе, чем жители стран Северной Европы.

     На  расстояние между собеседниками  может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется  с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится  сбоку от стола, то отношения принимают  вид ролевого общения. По этой причине  некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом  с собеседником - на стульях, стоящих  под углом друг к другу.  

8.Ответ на невербальное общение  

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение  говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение  лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: "Я вас  слушаю. Продолжайте".

     Как же реагировать на невербальное общение  собеседника? 'Обычно следует отвечать на невербальное "сообщение" с  учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон  голоса и поза говорящего соответствуют  его словам, то проблем никаких  нет. В этом случае невербальное общение  помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные "сообщения" противоречат словам говорящего, мы склонны  отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам".

     Когда несоответствие между словами и  невербальными "сообщениями" невелико, как это имеет место, когда  кто-либо неуверенно приглашает нас  несколько раз куда-либо, мы можем  отвечать или не отвечать словами  на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера  их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и  мимику. Они часто заставляют нас  отложить выполнение, например, высказанной  просьбы. Другими словами, понимание  нами невербального языка имеет  тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего "противоречивые сигналы", то можем выразить ответ  примерно в такой форме: "Я подумаю" или "Мы вернемся с Вами к этому  вопросу", оставляя себе время для  оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

     Когда несоответствие между словами и  невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на "противоречивые сигналы" вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова  собеседника следует отвечать подчеркнуто  тактично. Например, если говорящий  соглашается что- либо сделать для  Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: "Мне кажется, что Вы к этому  относитесь скептически. Не объясните  ли, почему?" Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

     Итак, эффективность слушания зависит  не только от точного понимания слов говорящего, но и вне меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения. 
 
 
 

 

Список литературы:

  1. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981.
  2. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
  3. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешск. яз. - Прага, 1981.
  4. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
  5. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. - М., 1987.
  6. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 199 с.
  7. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ, 2002. - 363 с.
  8. Емельянов Ю.Н Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений (к постановке проблемы) // Вестник Ленинградского университета, 1983.

Информация о работе Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов