Межгрупповые отношения и взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Можно сказать, что упорядоченность находит своё выражение в системе социальных позиций и распределений в ней людей. Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «квартира». Можно сделать для себя вывод, что социальная структура даёт нам ощущение того, что жизнь наша организованна и стабильна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
1. Психология малых групп. Виды групп и их функции……………………….4
2. Психология межгруппового взаимодействия…….........................................18
Заключение…………………………………………………………….............29
Список использованной литературы…………………………………….......32

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Психологии..doc

— 156.00 Кб (Скачать)

В результате проведенных  экспериментов было выявлено, что  в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение.

При интерпретации  этих результатов было принято во внимание следующее: тип межгруппового  соревнования на обоих этапах второй серии отличался от типа межгруппового  соревнования в первой серии -- здесь  не имела места модель “игры с нулевой суммой”, поскольку не было однозначной победы или обозначенного поражения (отряды просто ранжировались по степени успеха); кроме того, на каждом этапе критерии оценки были очевидными и наглядными;

Два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально-значимую ценность, не ограничивающуюся узкогрупповыми целями в межгрупповом соревновании.

Отсюда можно  заключить, что важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, принципиально новая по своей значимости деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями.

При сравнении  данных второй серии с данными  первой серии можно заключить, что  негативная роль такой формы межгруппового  взаимодействия, которое организованно  по принципу “игра с нулевой суммой” (что приводит к неадекватности межгруппового восприятия), может быть компенсирована иным характером совместной деятельности. Средством такой компенсации является более общие (“надгрупповые”) цели, ценности совместной социально значимой деятельности. При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт совместной жизнедеятельности.

На основе предложенного  подхода принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть  следующим образом:

Наличие трех звеньев  в этой цепи позволяет по-новому объяснить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

  Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы

В чисто научном  плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах. Характер межгруппового воздействия влияет на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что  малая группа не может ни при каких  обстоятельствах рассматриваться  как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.

Межгрупповые  отношения “по горизонтали” и  “по вертикали”

Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений  включает в себя два сечения:

  • отношения между группами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т. д.). Вариант этого сечения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.
  • отношения между группами “по вертикали”, то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т. д.

Этот второй случай логично позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений  также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Зачастую мы не осознаём, какую роль играют группы в нашей жизни до тех пор, пока не оказываемся оторванными от них. Когда, поступив в университет, женившись или устроившись на работу, мы покидаем родной дом, многие из нас через некоторое время начинают испытывать тоску по дому – ностальгию по той группе, связи с которой резко оборвались. Действительно, наша жизнь обретает смысл только тогда, когда рядом с нами есть близкие люди. В трудные моменты поддержка других помогает нам взглянуть на наши проблемы в перспективе и более успешно справиться с ними. Кроме того, группы образуют структуру, в рамках которой осуществляется наше повседневное участие в жизни. Поэтому совсем неудивительно, что среди одиноких людей более распространены случаи алкоголизма, самоубийства и прочие патологии.

Мы создаём  группы в ходе социального взаимодействия, объединяя людей в социальные ячейки: семьи, команды, национальности, расы, профессиональные союзы, корпорации и т.п. В свою очередь, мы действуем на основании этих общих ментальных структур, расширяя реальность за пределы тех индивидов, которые являются членами таких групп.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Личность и  возникает тогда, когда индивид  начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность. Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости. Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой.

Если же группы сотрудничают между собой, выполняют  какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается  или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 2003.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 2000.

3. Андреева Г.М., Социальная психология 2000г

4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 2004.

5. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 2000.

6. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 2003.

7. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М.,: Тривола, 2004 г.

8. Куликов В.Н., Сушков И.Р. Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений. Психологический журнал. 2001, т. 12, №1, с. 31-39.

9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006

10. Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, 2002.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. М., 2001.

12. Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв.     Т. 1. М., 2003.

 

 

 

1 Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 2002.

2 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004. С. 300.

3 Леонтьев А. Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003. С. 385.

4 Мерлин В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2003. С. 259.

5 Кон И. С. В поисках себя. М., 2004. С. 234.

6 Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, М., 2002. 

7 Рудестам К. А. Издательство «Центр», М., 2005.




Информация о работе Межгрупповые отношения и взаимодействия