Методы психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:06, творческая работа

Описание работы

Очевидные достоинства арттерапии состоят в том, что она помогает установлению и углублению терапевтического контакта; служит одновременно терапевтическим и динамически-диагностическим методом; применима в любых ситуациях и форматах психотерапии; позволяет широко разнообразить средства - от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний и применима при широчайшем круге расстройств. Она создает и углубляет (у детей - особенно) чувство безопасности, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.

Работа содержит 1 файл

методы психотерапии.pptx

— 466.75 Кб (Скачать)

 

  
Психотерапия (от психо... и греч. therapéia — лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель П. — устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. 

 

 

    •  
    •   Как самостоятельный вид психотерапии сложилась в США около полувека назад и представлена разнообразными подходами, объединяемыми пониманием изобразительной деятельности и изображения как способа коммуникации и послания, работа с которыми и образует уникальную ткань этого вида психотерапии.  
    •   Очевидные достоинства арттерапии состоят в том, что она помогает установлению и углублению терапевтического контакта; служит одновременно терапевтическим и динамически-диагностическим методом; применима в любых ситуациях и форматах психотерапии; позволяет широко разнообразить средства - от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний и применима при широчайшем круге расстройств. Она создает и углубляет (у детей - особенно) чувство безопасности, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.

 

 

Арттерапия.

 

    •  
    • При использовании арттерапии в психотерапевтическом комплексе важно учитывать положение нарушения в континууме "болезнь - фиксированный симптом - личностная проблема" и цели терапии - симптоматическая, патогенетическая, поддерживающая. При работе, например, со страхом как фиксированным симптомом бывает достаточно изображения предмета страха. Но в случае страха как отражения неразрешенного внутреннего конфликта удачнее изображение ребенком себя. При симптоматической арттерапии может быть достаточно прямо отражающего симптом рисунка.

 

    • Использование литературных произведений как инструмента психотерапии. Она может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии, в любых ситуациях и форматах. А. Е. Алексейчик (1985) разделяет ее на неспецифическую (ориентированную на реакции успокоения, удовольствия, уверенности, активности и т. д. без нозологической или личностной индивидуализации) и специфическую (направленную на специфические процессы разрешения конфликта, контроля, эмоциональной переработки и т. д. и использующую индивидуализированные библиорецепты).

 

Библиотерапия.

 

    • Систематически используется и изучается, начиная с работ Ф. Месмера (70-е гг. XVIII в.); термин предложен в 1843 г. английским хирургом Дж. Брейдом. Природа гипноза остается недостаточно ясной и интерпретируется в широком поле теоретических моделей - от нейрофизиологии сна до психоанализа и мистики. Гораздо лучше изучены эмпирические и прагматические аспекты его использования. Целесообразно различать собственно гипноз (как технику, используемую для исследований, внушения, катарсиса и т. д.) и гипнотерапию.

 

 

Гипноз. 

 

                 Стадии гипноза описаны А. Форелем:

 

    • 1. сонливость (сомноленция) с чувством расслабленности и легкой дремоты;
    • 2. гипотаксия - глубокое мышечное расслабление с нежеланием выходить из этого состояния, периодическими "уходами" в следующую стадию, возможностью вызывания каталепсии;
    • 3. сомнамбулизм - посторонние раздражители (кроме голоса терапевта) игнорируются или не воспринимаются, легкое вызывание каталепсии, возможность внушать сновидения и галлюцинаторные переживания, анестезию, актуализацию латентных способностей, изменение параметров идентичности (возраста, пола) и т. д.; возможны постгипнотические внушения.

 

 

    • Использование гипнотического состояния как собственно лечебного средства. В этом случае за погружением в гипноз не следует больше никаких специальных действий, что оставляет за пациентом возможность наполнить гипнотическое состояние своим содержанием и/или воспринимать его как "чудо". Гипнотерапия решающим образом связана с информированностью о гипнозе и его лечебном эффекте, выраженностью установки на лечение и внутренней картиной ожидаемого эффекта.

 

 

Гипнотерапия. 

 

    • Внушение в гипнозе - один из наиболее часто используемых приемов. Он позволяет обойти актуальные в бодрствующем состоянии сопротивления и барьеры. Способы и формулы внушения варьируют от терапевта к терапевту, так что эффективные в практике одного не обязательно эффективны у другого. Один из приемов внушения в гипнозе - внушенные сновидения, использующие ранее полученный у пациента материал и символические образы.

 

 

    • Длительность сеанса зависит от состояния пациента и целей терапии. При энурезе с профундосомнией (- чрезмерно глубокий сон, протекающий практически без сновидений; спящего трудно разбудить; при профундосомнии у детей наблюдается недержание мочи и кала) целесообразны короткие (15-20 мин.) сеансы, при астеническом неврозе и психосоматических расстройствах - от получаса до часа. Частота сеансов колеблется от одного до двух в неделю, но иногда (лечение в стационаре или санатории, другие ограничения времени на проведение лечения) возможны ежедневные сеансы.
    •  
    • Продолжительность гипнотерапии колеблется от одного сеанса до десятков и даже сотен. В детско-подростковой практике это обычно 10 сеансов, после которых этот вид терапии либо прекращается, либо курс повторяется после паузы, заполненной другими видами психотерапии.
    •  

 

 

 

    • 1. Осложнения гипноза, которые не удается предупредить или купировать.
    • 2. Активная психотическая симптоматика.
    • 3. Декомпенсации психопатий, психопатии с антисоциальными установками.
    • 4. Препсихотические состояния.
    • 5. Выраженное соматическое неблагополучие.
    • 6. Нежелание или страх пациента.
    • 7. Острый, особый, эмоционально насыщенный интерес самого пациента к гипнозу или активная заинтересованность в нем родителей ребенка.
    •  

 

 

Противопоказания: 

 

    • Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний[1]

 

  
Музыкотерапия

 

 

    • Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
    • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
    • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
    • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

 

 

 Формы музыкальной терапии

 

    • Метод "Позитивная психотерапия" был создан известным немецким психологом, психотерапевтом -Носсратом Пезешкианом. Название происходит от латинского слова "positum", что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии. Метод помогает мобилизовать ресурсы человека для принятия позитивных решений. Он учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его. Результатом является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще. Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка, системный подход и краткосрочность.

 

  
Позитивная психотерапия. 

 

    • 3. Суггестия (внушение). Этот метод психотерапии можно назвать основой лечения. Практически ни один случай не обходится без использования внушения. При использовании суггестии врач должен учитывать множество различных индивидуальных особенностей пациента. Так как внушение может очень интенсивно работать в одних случаях и быть совершенно не эффективным в других. Внушение может осуществляться наяву, а может и во сне. Для малышей есть особая методика внушения, которая называется запечатлением. Кроме этого, внушение может быть как прямым, так и косвенным. 
       

 

Суггестия


Информация о работе Методы психотерапии