Методы психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности

Работа содержит 1 файл

к .р .скрытник 1.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Для получения достоверной  информации с помощью метода анкетирования  необходима правильная организация  исследования. Она предполагает:

• наличие вступительной  статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

• правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых  иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

• подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при  массовых обследованиях, анкетирование  более экономично во времени, что  и обеспечивает ему широкое распространение  на практике.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или  иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с  целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.

Одной из разновидностей групповой  оценки является метод обобщения  независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении  информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста.

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым  в психологии труда, является метод критических инцидентов. Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Причем приводятся такие образцы профессионального поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов. В профессиональной психодиагностике этот метод используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории  развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Информационной основой данного метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез).

Данный метод  применим к малоразработанной в  нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

 

Экспериментальные методы

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается  в том, что явление изучается  в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Лабораторный  эксперимент представляет собой  моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, неоднократно воспроизводить эксперимент в тех же самых условиях. Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается не только в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, но и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента.

Естественный  эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий.

Отрицательным моментом данной разновидности эксперимента является наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено. Осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности. Другой недостаток естественного эксперимента заключается в необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.

Тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, которые  могут применяться для исследования различных элементов профессиональной среды и профессионально важных качеств, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты — с другой. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие; интересы и установки людей.

Спецификой  проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прикладные  отрасли психологии, в том числе и психология труда наоборот, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и даже жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования: 1)использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.; 2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье «Об объективном методе в психологии» Б. М. Теплов; 3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

Дмитриева МА., Крылов АА., Нафтулъев А.И. Психология труда и инженерная психология. —  Л., 1979.

Климов ЕА. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М., 1998.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. —  Л., 1984.

Психология  труда / Под ред. И. Даниела и И. Пикаты. — М., 1979. Шадриков ВД. Психология производственного обучения. — Ярославль, 1975.

Шпильрейн ИЛ. Трудовой метод изучения профессии. Тексты. История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. — М., 1983.

Описание профессии: Педагог Место работы: школы, гимназии, техникумы, ВПУ, Институты.  
Планирует учебный процесс. Контролирует успеваемость (учитель не может иметь любимчиков и изгоев, он должен справедливо относиться ко всем). Стимулирует познавательную активность (Для учителя важнее зажечь интерес к предмету, чем просто передать информацию). Учитель создает процесс, в ходе которого, учащиеся должны получить знания и овладеть соответствующими навыками. Преподаватель должен знать не только предмет, но и методику преподавания. Должен разбираться в психологии человека.

Качества преподавателя: работа с детьми требует терпения, по этому человеку, остро реагирующему на несовершенства других людей, будет трудно заниматься преподаванием.  Учителю необходимо уметь выражать свои мысли в понятной форме для разных людей. То есть сказать одно и тоже, но по разному, в зависимости от того, кто находиться перед ним. Способность понимать переживания других людей. Умение контролировать свои эмоции. Быть дисциплинированным и уметь приучать дисциплине учеников. Иметь высокий уровень моральности (учитель это пример). 

 

Доминирующая направленность: на работу с людьми (человек-человек; социальный, интелектуалный, артистичные типы).

  

Составление формулы :  педагог

Чч,

Методы определения  профпригодности , профессионально важных качеств педагога

Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе  тестов, в наибольшей степени характеризующих  те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых  надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) прогностическая ценность методики — характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности; 2) надежность методики — характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека; 3) дифферинцированность методики — означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.

Существуют самые различные  тесты, например, тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Примером теста для изучения способностей может служить американский комплекс тестов ГАТБ — это батарея тестов для определения общих способностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеряющих 9 различных способностей: общий уровень интеллекта — умение понимать указания: способность воспринимать абстрактные принципы, умение рассуждать и оценивать; владение словом — способность быстро понимать значение слов и эффективно-

пользоваться ими; владение числом — умение быстро и точно производить арифметические действия; пространственная ориентация — мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движений объектов в пространстве; восприятие формы; восприятие и выделение существенных деталей в речи и табличных материалах; моторная координация глаз, рук, пальцев — подвижность пальцев, ловкость рук.

Этой батареи тестов достаточно для установления возможностей использования того или иного человека в той или иной профессиональной деятельности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.[10]

Назовем и опишем некоторые  из распространенных тестов для определения педагогической направленности.

Тест Кеттелла. Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью  можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Одна из модификаций  этого теста - "17 ЛФ", которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста "16PF" Кеттелла, дополненный служебной шкалой "социальной желательности" (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм "А" и "В" [42]. В данном случае применялась форма "А" предназначенная, для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:

1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);

2) эмоционально-волевые  особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

3) коммуникативные свойства  и особенности межличностного  взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность -социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение "концов" оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Как отмечают В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, "положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности" [38, с. 29].

Полученные результаты оцениваются применительно к  особенностям профессиональной деятельности педагогов поскольку в основе профессионально значимых качеств данной профессии лежат характерологические особенности.

Информация о работе Методы психологии труда