Методы психологии. Системный подход в науке и в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, чтобы с помощью специальных приемов (или методик) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

Содержание

Методы психологии.
1.Субъективный метод.
2. Объективный метод
3. Объективные методы исследования
4. Метод эксперимента
Структурно-аналитический метод
Экспериментально-генетический метод
Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)
5. Измерения в психологии
6. Метод опроса
7. Проективные методы
8. Метод отраженной субъективности
Системный подход
Системный подход в психологии

Работа содержит 1 файл

Контрольная.Методы психологии.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

      5. Измерения в психологии

      Первым, кто заговорил о необходимости  измерения в психологии, был создатель  психологии способностей, ученик Г. Лейбница (1646-1716) немецкий ученый X. Вольф (1679-1754). Он ввел понятие «психометрия» и пытался измерять одно явление посредством другого, например, величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить и удержать. Однако настоящая потребность в измерительных приемах возникает век спустя с развитием экспериментальной психологии, особенно психофизики, основателем которой считается немецкий физик и психолог Густав Фехнер (1801-1887). Исследуя вслед за Э.Г. Вебером (1795-1878) соотношение реальных физических стимулов (света, цвета, звука, запаха, прикосновений и т.п.) с ощущениями, которые они вызывают у человека, Фехнер предложил метод измерения и предпринял попытку математического описания наблюдаемой закономерности. Он исходил из верной мысли о том, что ощущение не может быть измерено непосредственно в абсолютной величине, поскольку мы не располагаем эталоном ощущения, как это имеет место при измерении физических величин (эталон длины, веса, времени и т.д.). Но мы можем измерить внешние стимулы, которые задаются экспериментатором (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и т.д.), и определить разностные пороги ощущения, соответствующие этим стимулам. Отсюда идея Фехнера: взять за эталон едва заметное различие, полагая, что одно едва заметное различие субъективно равно другому. Используя этот прием, Фехнеру удалось квантифицировать (правда, косвенно) психические явления. Эта идея оказалась очень продуктивной, она быстро продвинула экспериментальную психологию вперед и содействовала становлению психологии как научной дисциплины.

      Шкалирование. Суть любого измерения психических процессов заключается в том, чтобы квантифицированному ряду значений, характеризующему исследуемый процесс, поставить в соответствие ряд чисел или других символов. Этот числовой (символический) ряд позволяет нам в обобщенном, абстрагированном виде рассматривать степень выраженности, количество или частоту проявлений изучаемого процесса. В измерительных процедурах подобный числовой ряд получил название «шкала». Только в отличие от известных эталонных метрических шкал, имеющих в качестве единицы измерения («кванта») сантиметр, секунду, частоту колебания и т.д., единицей измерения большинства психологических шкал выступает субъективное различение, т.е. квантуется исследуемый процесс.

      Существуют  разные уровни измерений. Например, самым  простым из них является простая классификация по заданному критерию. Предположим, стоит задача определить, кого из тридцати ребят, принимавших участие в спортивных занятиях, можно отнести к следующим классам:

      1 - активные

      2 - скорее активные, чем пассивные

      3 - скорее пассивные, чем активные

      4 - пассивные

      Мы  получили так называемую шкалу наименований по критерию активности, состоящую из цифр 1, 2, 3, 4. Каждая из этих цифр представляет собой не число, а присвоенный символ, поэтому эти цифры могут быть заменены, к примеру, буквами. Отсюда в шкалах наименований нельзя проводить никаких арифметических действий с числами, которые мы присваиваем объектам или классам объектов. Производится только подсчет частоты одного класса, т.е. встречаемости того или иного результата в каждом классе. Методы, применяемые в ходе такой математической обработки, называют «статистикой качественных признаков».

      Наиболее  распространены в психологических  измерениях порядковые (или ранговые) шкалы. Примером такой шкалы является обычная система школьных баллов, в которой цифры представляют собой упорядоченный ряд оценки уровня знаний. Эти баллы позволяют ранжировать учащихся по уровню знаний. Однако на основе такого рода баллов нельзя сказать, насколько или во сколько раз уровень знаний, соответствующий, положим, четырем баллам, ниже уровня знаний, соответствующего пяти баллам. То есть, шкала порядка представляет собой уменьшающийся или увеличивающийся ряд чисел, в котором перестановки чисел (элементов этой шкалы) недопустимы.

      Тестирование. Идея квантования как отрезка различения была очень эвристичной. Ее восприняли и стали применять для разработки объективных методов оценки практически во всех направлениях психологии.

      В основе метода объективной психологической  оценки лежит тест (или проба), который  может представлять собой либо стимул определенной модальности, если это психофизическое исследование; либо задачи разного уровня сложности, если это педагогическая психология, либо задания, связанные с исследованием внимания, памяти, сообразительности и т.д. в общей и возрастной психологии. Для того, чтобы эти тесты (пробы) могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых. Например, в педагогической психологии - на детях одного возраста, или людях одного уровня образования и т.д. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием или определением «нормы». С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (т.е. к «норме»).

      Задача  психологических тестов, таким образом, - измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Решение этой задачи привело к развитию дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Велико значение психологических тестов и для других направлений психологии.

      Количество  и разнообразие различного рода тестов, опросников и шкал в настоящее  время огромно.

      Применение  тестов. Как методический инструмент тесты широко используются в современных исследованиях. Однако прежде, чем решить, какой из сотен имеющихся тестов может быть применен для исследования, психолог задается вопросом: какова цель теста? Для какой группы лиц он лучше подходит? Чем он отличается от других методов изучения индивидуальности человека? Насколько ответственно он конструировался? Насколько он точен и надежен? Насколько адекватны и действительны его результаты?

      От  каждого измерительного инструмента  требуется, чтобы он был как можно  более точным, чтобы на полученные результаты можно было положиться, как на данные, близкие к «настоящей» величине измеряемого признака. Следовательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания, неверное поведение экспериментатора, а также субъективность в истолковании результатов теста. Кроме учета и устранения источников погрешностей, надежность теста (т.е. его согласованность) повышают посредством повторного испытания с последующим вычислением коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима психологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно применять.

      Наряду  с надежностью к тесту предъявляется  требование валидности, или адекватности. Валидность - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

      Для установления валидности обычно требуется  независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен измерить. Например, если разрабатывается  тест для измерения склонности к риску, то он может быть валидизирован проверкой этой склонности в группе мотогонщиков, каскадеров и т.д. Совокупность таких внешних показателей риска будет критерием, с которым следует соотнести исходные тестовые показатели риска.

      Далее определяется коэффициент валидности с помощью коэффициента корреляции. При конструировании тестов применяется еще целый ряд специальных статистических процедур, позволяющих сделать тест более чувствительным и надежным инструментом.

      При работе с тестами следует отметить также и этический аспект: использование, проведение и интерпретация психологических тестов должны обязательно идти под контролем квалифицированного психолога. В руках недобросовестного или некомпетентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных тестов или опросников, в связи с чем важно предотвратить доступность их содержания для любого желающего.

      Описанные выше базовые методы исследований, а также методы измерения и  тестового оценивания индивидуальных различий лежат в основании многих современных объективных методов эмпирических исследований. К основным из них относятся метод опроса, проективный метод, метод отраженной субъективности.

6. Метод опроса

      Опрос представляет собой способ получения  информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса - выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников. Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты и в) личностные опросники.

      Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.

      Интервью  дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

      Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.

      Личностные  опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т.п. К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них - личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.

7. Проективные методы

      Проективные методы представляют собой способ опосредованного  изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, ему предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.) или сделать свободное описание какого-либо объекта, события, вылепить скульптурное изображение и т.п.

      Главной особенностью проективных методик  является то, что заданный вопрос стимулирует  испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция.

Информация о работе Методы психологии. Системный подход в науке и в психологии