Методы психологии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Определить сущность и особенности методов психологии личности.
Задачи работы:
• Дать определение понятия метода и представить классификацию методов психологии;
• Охарактеризовать методы сбора информации о личности (самонаблюдение, наблюдение, эксперимент, опрос, метод тестов, биографический метод);
• Дать общую характеристику по практическому применению основных методов социально-психологического воздействия на личность

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

А. А. Ершов (1977) выделяет следующие  типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым  методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение может выступать  в качестве самостоятельной процедуры  и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.[4]

Эксперимент — это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее.

Эксперимент как метод  психологического исследования характеризуется  тем, что в нем целенаправленно  и продуманно создается такая  искусственная ситуация, в которой  рассматриваемое свойство выделяется, анализируется и оценивается  лучше всего. Психологи выделяют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Различие между естественным и лабораторным экспериментами заключено в определенных условиях, когда изучается поведение человека или проявляются те или иные качества его характера. Условия проведения эксперимента могут быть отдалены или, наоборот, максимально приближены к действительности. Естественный эксперимент проводится, в основном, в обычных жизненных условиях. В этом случае экспериментатор практически не вмешивается в естественный ход событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются.Данные, получаемые в результате естественного эксперимента, наиболее точно соответствуют типичному жизненному поведению того или иного человека. Но при этом они не всегда являются точными из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных посторонних факторов на изучаемое свойство человеческой личности. Лабораторный эксперимент подразумевает создание некоей искусственной ситуации, в которой, по мнению экспериментатора, изучаемое свойство легче всего можно пронаблюдать и проанализировать. Результаты, получаемые по окончании лабораторного эксперимента, в отличие от естественного, характеризуются точностью, но уступают в степени естественности.Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет надежнее, нежели все остальные методы, сделать выводы о причинах связи исследуемого явления с другими. Несмотря на это главное достоинство, эксперимент как метод исследования в психологии используется реже всего. Это напрямую связано с тем, что организовать и провести отвечающий всем требованиям эксперимент на практике довольно тяжело. Поэтому перед началом использования в своей работе эксперимента необходимо пройти специальное обучение. [2]

Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать». Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым тем не менее косвенно можно судить об уровне его психологического развития. Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Одним из методов психодиагностики через анализ результа. [3]

Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.[6] Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. Тестирование как метод психологического исследования личности осуществляется по средством тестов. Применяя тесты, можно получить достаточно точную качественную или количественную характеристику изучаемого явления. От других методов сбора информации в психологии тест выгодно отличается тем, что в основе его лежит четкая процедура сбора и обработки первичных данных. К разнообразным тестам прибегают в том случае, если требуется изучить или сравнить психологию различных групп людей, дать дифференцированные и сопоставимые оценки. Существует несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.Тест-опросник представляет собой систему заранее продуманных, тщательно подобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах того или иного человека.В тестах-заданиях испытуемому предлагается выполнить серию специальных заданий, по итогам которых и судят о наличии или отсутствии у человека определенного качества характера. Эти два варианта теста применимы к абсолютно разным группам людей. Различия могут быть в возрасте, профессии, принадлежности к культурам и др.Существенным недостатком данного метода исследования личности является то, что испытуемый может сознательно повлиять на результаты, тем самым исказив представления о себе. Это возможно в том случае, если испытуемый хорошо знаком со структурой предлагаемого теста или способом оценивания его результатов. Помимо этого, тест-опросник и тест-задание невозможно применить тогда, когда изучению подлежат такие характеристики и психологические свойства, о существовании которых испытуемый и не подозревает.В особую группу выделяются проективные тесты. Здесь в основе лежит механизм проекции. Согласно этому механизму испытуемый как бы приписывает неосознаваемые им собственные качества, особенно недостатки, другим людям.Проективные тесты более подходят для взрослых, тогда как тесты-задания и тесты-опросники – для детей и подростков. Применение проективных тестов требует со стороны психолога высокой профессиональной квалификации и специальной подготовки. Итак, тестирование является самым простым и универсальным методом исследования личности. Его может проводить как и профессиональный психолог (например, проективные тесты, тесты-здания), так и человек, не имеющий к психологии никакого отношения, но желающий получить знания о себе самом или об окружающих (например, тест-опросник).[3]

Биографический метод 

Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а  несколько методов, каждый из которых  дополняет другие, раскрывая новые  стороны психической деятельности. [2]

 

 

 

3.Методы социально-психологического воздействия на личность.

 

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействие друг на друга. Последнее применяется  столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком  своем историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия  на человеческое сознание стали намного  более разнообразными и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия  практическому опыту, а также  за счет создания специальных технологий.

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

Общая характеристика методов  влияния и воздействия:

Прием воздействия - это совокупность средств и алгоритм их использования.

Методы  воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на:

1) потребности, интересы, склонности, то есть источники  мотивации активности, поведения  человека;

2) на установки, групповые  нормы, самооценки людей, то  есть на те факторы, которые  регулируют активность;

3) на состояния, в которых  человек находится (тревога, возбужденность  или депрессивность) и которые  изменяют его поведение.

Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или  изменение побудительной силы имеющихся  мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и  средства: вовлекают его в новую  деятельность, используя желания  человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно  обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес  к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже  того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), то есть произвести изменения  в системе иерархии мотивов. Чтобы  изменилось поведение человека, требуется  изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или  изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки  разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда  пропадает целенаправленность деятельности.

Метод предъявления моделей - основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образцов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.

Убеждения — это осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей, имеющие обычно идеологическую основу и проявляющиеся в их действиях, поступках и поведении.

 Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что  оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его  суть заключается в том, чтобы  с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего  согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или  трансформировать старые), соответствующие  поставленной цели. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны.

Убеждение как психологическое  воздействие должно создавать у  человека убежденность в правоте  другого и собственную уверенность  в правильности принимаемого решения. Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния. При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление  резко уменьшается.

Внушение — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые  выводы, а затем на ее основе формируются  мотивы и установки определенного  поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она  значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания. В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.

Существует три  формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое  воздействие.

По критерию наличия цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. Непосредственное отношение к мотивации  имеет только специфическое внушение, так как с его помощью внушаются  конкретные мысли, действия и поступки. По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется  открытостью цели внушения, прямой направленностью на конкретного  человека. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления  или если оно не очень большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом  виде.

Дискуссия - обсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптимальных решений. Главным механизмом психологического воздействия здесь выступает убеждение -- процесс воздействия на сознание силой логических доказательств.

Тренинг - метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы исследования личности —  это совокупность способов и приемов  изучения психологических проявлений личности человека.

 Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Методы науки служат раскрытию  закономерностей, но сами они опираются  на основные закономерности предмета науки. Поэтому методы науки развиваются  и видоизменяются вместе с развитием  самой науки. Метод исследования всегда отражает ту и или иную методологию.

В отечественной психологии выделяются  следующие группы методов.

организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных методы коррекции. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.

 Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам не представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи. В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т.д.) и направленностью на различные проявления личности.

Информация о работе Методы психологии личности