Методы психологического познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:14, практическая работа

Описание работы

Наблюдение А. восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс.

Б. метод психологии;

заключается в фиксации проявлений

поведения и получении суждений о

субъективных психических явлениях.

В. Целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений. 1)внешнее

2)внутреннее

3)свободное

4)включенное

5)стороннее Является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательским методом. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы экспериментов.

Работа содержит 1 файл

таблица методов.docx

— 22.18 Кб (Скачать)
Классификация Название Содержание Виды Возможности Ограничения Примечания
Основные Наблюдение А. восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс.

Б. метод психологии;

заключается в фиксации проявлений

поведения и получении суждений о

субъективных  психических явлениях.

В. Целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений. 

1)внешнее

2)внутреннее

3)свободное

4)включенное

5)стороннее

Является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательским методом. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы экспериментов. Искажение восприятия событий, тем больше, чем сильнее  наблюдатель стремится подтвердить  свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при  записи. Наблюдатель не имеет возможности  вмешиваться. Отличается от различных  форм восприятия у животных; основные требования: однозначность замысла, объективность
Эксперимент А. исследовательская  стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким–либо процессом в условиях регламентированного  изменения отдельных характеристик  условий его протекания.

Б. основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых  переменных, влияющих на зависимую  переменную.

В.  Опирается  на точный учёт изменяемых независимых  переменных, влияющих на зависимую  переменную

1)естественный

2)лабораторный

3)моделирующий

Служит для проверки гипотезы, установления  причинных  связей между феноменами. Применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме Испытуемый может  не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует  в эксперименте.
Анкета А. средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать  наиболее подходящие или по образцу  которых предложить собственные.

Б. опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов

В.Метод массового сбора материала с помощью специального разработанных опросников.

1)составленные из  прямых вопросов

2)селективный тип

3)шкала

сравнительная экономичность;  возможность охвата больших групп  людей;  применимость к самым различным  сторонам жизни людей;

 хорошая формализуемость  результатов; 

минимум влияния  исследователя на опрашиваемого.

эффективности данного  метода эти ожидание оправдываются  примерно на половину, что резко  сужает диапазон применения анкетирования  и подрывает  доверие к объективности  полученных  результатов  
Вспомогательные Беседа А.Метод получения  информации на основе вербальной коммуникации

Б.Опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

В. Метод массового сбора материала с помощью специального разработанных опросников называемых анкетами.       

Терапевтическая, экспериментальная, автобиографическая,

сбор субъективного  анамнеза,

сбор объективного анамнеза.

Содержание бесед  можно полностью контролировать или выборочно в зависимости  от поставленных целей исследования.    
Тест А. стандартизированная  процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических  характеристик.

Б. стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. 

В. стандартизированное  психологическое испытание, в 

результате которого делается попытка оценить тот  или иной 

психологический процесс  или особенности личности.

Индивидуальные, групповые, вербальные,  действенные. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Тестовые шкалы  основаны на статистической обработке  результатов обследования больших  выборок. Применение всегда является этапом решения исследовательской  или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и  клиента.
Анализ  продуктов деятельности А.Рассмотрение, основанное  на расчленении предмета, явления  на составные части, определении  входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления.

Б. . метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

В. Эмпирический метод

1)рисунки

2)поделки

3)записи(письма, письменные  работы)

В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые  возможности для исследования. Архивные исследования могут согласовываться  с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность Присутствует уже  на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия Процедура, обратная анализу продуктов деятельности, — синтез, с которым анализ часто  сочетается в практической или познавательной деятельности.
 
 
 

А – психологический  словарь

Б – психологический  атлас

В – учебник  
 

Литература:

Атлас по психологии, Гамезо М. В., Домашенко И.А.

Большой психологический  словарь, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков

Учебник «Психология», Нуркова, Березанская.

Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд, Крысько  В.Г.

Выполнила: студентка 1-ого курса СКП-СПБ-11 Лященко Мария

Информация о работе Методы психологического познания