Методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:15, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является дать характеристику методам психологических исследований.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Изучить не экспериментальные методы исследования
2. Рассмотреть диагностические методы исследования
3. Понять экспериментальные методы исследования
4. Рассмотреть формирующие методы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ: 3
1. НЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 4
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 11
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ 13
4. ФОРМИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования. Было выяснено, что экспериментальные методы включают в себя в качестве своих естественных моментов неэкспериментальные и диагностические методы. Экспериментальные методы имеют множество достоинств, так достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых.

     В процессе моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; данный вид эксперимента позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент отличается наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора и т.п.) и гораздо реже – при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В особую категорию методов психологического исследования и воздействия входят формирующие и обучающие эксперименты. В силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

     Любой из рассмотренных в реферате методов  психологического исследования имеет свои недостатки, но всё же проведение эксперимента без их использования невозможно.

     В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.

 

      

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова  Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,

    2003. – 435 с. 

2. Ганзен  В.А., Балин В.Д. Теория и методология  психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.:  РИО  СПб ГУ, 2001. – 75 с.

3. Ительсон  Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.

4. Краснов  А.Н. Общая психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.

5. Немов  Р.С.  Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.

6. Першина  Л.А. Общая психология. – М.: Академический  проект,

    2004.– 411 с.

Информация о работе Методы психологического исследования