Методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью написания данной контрольно-курсовой является рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Методы психологических исследований ……………………………….... 5
1.1. Не экспериментальные психологические методы …………………….. 5
1.1.1. Наблюдение ……………………………………………………………. 5
1.1.2. Анкетирование ………………………………………………………… 8
1.1.3. Беседа …………………………………………………………………. ..9
1.1.4.Архивный метод………………………………………………………...10
1.1.5.Крнтент анализ………………………………………………………….11
1.1.6. Монографический метод …………………………………………….. 11
1.2. Диагностические методы ………………………………………………. 11
1.2.1.Тест………………………………………………………………………12
1.3. Экспериментальные методы …………………………………………... 14
1.3.1. Естественный (полевой) эксперимент ……………………………… 15
1.3.2. Моделирующий эксперимент ……………………………………….. 15
1.3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. 16
1.4. Формирующие методы ………………………………………………… 16
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Список использованных источников ……………………………………… 20

Работа содержит 1 файл

Контрольно - курсовая работа.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Объективные тесты  изучения личности представляют собой  истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок. По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в психологии наиболее перспективна. 

1.3 Экспериментальные методы

     В отличие от не экспериментальных  и диагностических методов "психологический  эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур Владимирович (1924)].Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:      

     а)  организацию специальных условий  деятельности, влияющих на исследуемые  психологические особенности испытуемых; 
     б) изменение этих условий в ходе исследования. 
     Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов. 
     В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

естественный (полевой) эксперимент;

моделирующий  эксперимент;

лабораторный  эксперимент.

     1.3.1 Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. 
     Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. 
  

     1.3.2 Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. 
    

     1.3. 3 Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.

Формирующие методы.

     Все описанные выше исследовательские  методы (неэкспериментальные, диагностические  и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и  объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития. 
     Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов. 
     К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

преобразующий эксперимент,

психолого-педагогический эксперимент,

формирующий эксперимент,

экспериментально-генетический метод,

метод поэтапного формирования и т.п.

     Основной  и главной чертой всех этих методов  является, по определению Василия  Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность". 
      Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии. 
      Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.     
 

     Формирующий эксперимент это: массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. 
     В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент. 
     Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.
 
 
 

Заключение

     В ходе данной контрольно-курсовой работы, были  рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов.

     Я пришёл к выводу, что если необходимо исследовать естественное поведение  без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, незаменимым методом будет наблюдение. Для быстрого получения массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода – анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным методом психологического исследования является беседа. Для получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его измерения применяются диагностические исследовательские методы,  к которым относятся различные тесты. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования. Было выяснено, что экспериментальные методы включают в себя в качестве своих естественных моментов не экспериментальные и диагностические методы. Экспериментальные методы имеют множество достоинств, так достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. В процессе моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; данный вид эксперимента позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент отличается наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора и т.п.) и гораздо реже – при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В особую категорию методов психологического исследования и воздействия входят формирующие и обучающие эксперименты. В силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

     Успехи  психологических исследований в  значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов  психологии находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки,  в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими.

       Любой метод исследования всегда  несёт на себе печать той  или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. В психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и от объекта исследования. При этом обычно  используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

       Развитие методического арсенала  современной психологии заключается  в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.

     Общая цель всех методов исследования заключается  в  точной регистрации психологических фактов для последующего теоретического анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Абрамова Г.С.  Общая психология. М.: Академический  проект,

2003. 435 с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология  психологического исследования: Учеб. пособие.

СПб.:  РИО  СПб ГУ, 2001. – 75 с.

3. Ительсон Л.Б.  Лекции по общей психологии.  М.: АСТ, 2000. 896 с.

4. Краснов А.Н. Общая психология. М.: Феникс, 2006. – 536 с.

5. Немов Р.С.  Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – 386 с.

6. Першина Л.А.  Общая психология. М.: Академический проект,

2004.– 411 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы психологического исследования