Методы психологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:16, реферат

Описание работы

В этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация.

Содержание

Введение
Основная часть
А. не экспериментальные психологические методы
1. наблюдение
2. анкетирование
3. беседа
4. «архивный метод»
5. контент-анализ
6. монографический метод
Б. диагностические методы
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы
1. естественный
2. моделирующий
3. лабораторный
Г. формирующие методы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Псих.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

               исследуемые психологические особенности  испытуемых;              

б) изменение  этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем  экспериментальные методы предполагают использование не

экспериментальных и диагностических методов, непосредственно  включают их в

себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в

классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

естественный (полевой) эксперимент;

моделирующий  эксперимент;

лабораторный  эксперимент.

     1. Естественный (полевой) эксперимент,  как говорит само название  этого

метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.

Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не

экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном  заведении, например, они

органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор  в данном

случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий

деятельности  испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или

диагностических методик исследуемые психологические  особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная

замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка

проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической

включенности  в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого

метода относятся  сложность подбора контрастных  естественных условий и, в

частности, все  недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик,

которые применяются  в составе естественного эксперимента и служат для отбора

экспериментальных данных.

     2. Моделирующий эксперимент. При  проведении моделирующего эксперимента

испытуемый действует  по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в

эксперименте  в качестве испытуемого. Характерной  особенностью эксперимента

данного типа является то, что поведение испытуемых в  экспериментальной ситуации

моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для

жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание  различных сведений,

выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и

практических  действий и т.д. Моделирующий эксперимент  позволяет решать самые

разнообразные исследовательские задачи.

     3. Лабораторный эксперимент - особый  тип экспериментального метода -

предполагает  проведение исследований в психологической  лаборатории, оснащенной

специальными  приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся

также наибольшей искусственностью экспериментальных  условий, применяется обычно

при изучении элементарных психических функций ( сенсорной  и моторной реакций,

реакции выбора, различий сенсорных порогов и  т.п.) и гораздо реже - при

изучении более  сложных психических явлений (процессов  мышления, речевых функций

и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует  предмету предмету

психологического  исследования.

     

                          Г. Формирующие методы.                         

Все описанные  выше исследовательские методы (неэкспериментальные,

диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

описанию измерению  и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно

сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в  узких и искусственных

рамках лабораторного  эксперимента) особенности и уровни психического

развития.

Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного

изменения наличного  предмета исследования, задачи формирования. Такая

принципиально новая исследовательская цель требует  применения особых,

формирующих методов.

К формирующим  исследовательским методам в  психологии относятся различные

разновидности так называемого социального  эксперимента, объектом которого

выступает определенная группа людей:

преобразующий эксперимент,

психолого-педагогический эксперимент,

формирующий эксперимент,

экспериментально-генетический метод,

метод поэтапного формирования и т.п.

Основной и  главной чертой всех этих методов  является, по определению Василия

Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование  особенностей тех

или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование,

воспроизведение в особых условиях, что позволяет  раскрыть их сущность".

Использование формирующих исследовательских  методов связано с перестройкой

определенных  характеристик учебно-воспитательного  процесса и выявлением

влияния этой перестройки  на возрастные, интеллектуальные и

характерологические особенности испытуемых. По существу, данный

исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого

экспериментального  контекста для использования  всех других методов

психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления  влияния

различных обучающих  программ на психическое развитие испытуемых.

     Формирующий  эксперимент это:

массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это  значит, что его

ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной

общетеоретической концепции в определенной области  психологии (возрастной,

детской, педагогической и других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,

психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.

И поэтому это  есть эксперимент, протекающий в  особых учреждениях, где все это

можно организовать.

Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой

психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя

и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов,

приводящей к  существенным видоизменениям хода психического развития и

характерологических особенностей испытуемых. Именно в  силу этих своих

характеристик данный тип исследовательских методов  различных отраслей

психологии выявляет резервы психического развития и  одновременно

конструирует, создает  новые психологические особенности  испытуемых. Поэтому

формирующие и  обучающие эксперименты входят в  особую категорию методов

психологического  исследования и воздействия. Они  позволяют направленно

формировать особенности  таких психических процессов, как  восприятие,

внимание, память, мышление.

В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские  методы: они

утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими

или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в

экспериментальной области психологии становится формирующий  эксперимент.

Итак, развитие методического арсенала современной  психологии заключается в

особой консолидации всех исследовательских методов, результатом  которой

является образование  нового комплекса исследовательских  методов -

формирующего  эксперимента.

                                Заключение                               

Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований

и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах

множество вариантов  классификации этих методов. Результатом  анализа стал этот

реферат, который  по мнению автора отражает наиболее доступную  и полную

картину по данной теме.

     

              Список использованной литературы             

Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное  пособие для студентов

факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и

020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское

психологическое общество, 1999.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную  психологию

личности.- М.: Просвещение, 1985.

Практикум по общей  психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и

доп. - М.: 1990.

Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных

заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические

указания к  курсу: Учебно-методическое пособие  для студентов факультетов

психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 -

"Психология". - М.: Российское психологическое  общество, 1999.

Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск

ун-та, 1988.

Информация о работе Методы психологических исследований