Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:54, реферат
Задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах действия среды в такой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия Генотипа. В общей форме можно утверждать, что основная роль в формирований межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Особенно высока ее роль для личностных и психопатологических признаков.
Введение……………………………………..3
№1 Определение психогенетики…………5
№2 История развития психогенетики…..8
№3 Методы психогенетики………………11
Заключение………………………………...14
Список литературы………
Академическая успешность: работ немного; они выполнены семейным и близнецовым методами; h —50%; нет доказательств того, что одни тесты имеют большую наследуемость, чем другие, но есть генетические корреляции между ними; имеются некоторые свидетельства о влиянии общесемейной среды.
Личность: много работ, выполненных всеми тремя методами; h ~ 40%; метод приемных детей дает меньшую генетическую вариативность, чем метод близнецов; мало доказательств того, что одни черты имеют большую наследуемость, чем другие; нет доказательств общесемейных влияний.
Оценки среды:
исследованы всеми тремя
К выводам Р. Пломина можно добавить (хотя пока работ немного), что есть доказательства достаточно выраженных генотипических влияний в вариативности нейро- и психофизиологических признаков: ЭЭГ, ВП разных модальностей и т.д. Все это говорит о существенной роли генотипа в формировании самых разных компонентов и уровней в структуре человеческой индивидуальности. «Генетические влияния в поведении так вездесущи и всепроникающи, что оправдано изменение в акцентах. Не спрашивай, что наследуемо; спрашивай, что не наследуется».
Психогенетические исследования позволяют решить многие вопросы, прямо не относящиеся к проблеме наследственности и среды. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений дает новые критерии для возрастной периодизации и выделения сензитивных, т.е. чувствительных к внешнему опыту, периодов развития; для понимания преемственности его этапов; для изучения происходящих в онтогенезе изменений внутренних механизмов психических функций и для решения многих других проблем.
Наконец, именно в логике психогенетических исследований наиболее продуктивно исследуются и средовые влияния, поскольку они позволяют контролировать вторую переменную — влияние наследственности. Все возрастающее количество работ, проведенных психогенетиками и посвященных анализу средовых переменных, подтверждает данный тезис.
Однако необходимо
помнить, что все заключения психогенетики
валидны настолько, насколько валидны
используемые ею диагностические методы.
И за это несут ответственность уже психологи.
Список
литературы
Приложение.
Психогенетика в России.
После переоткрытия
законов Г. Менделя в 1900 г. во всех странах
мира интерес к проблеме наследственности
резко повысился. Не осталась в стороне
и Россия. Первым откликом была серия статей
русского ботаника И.П. Бородина, опубликованных
в 1903 г. В этих статьях он изложил открытие
Г. Менделя и работы первых менделистов.
В это время на Западе шла острая дискуссия
между сторонниками учения Г. Менделя
и ортодоксальными дарвинистами, к которым
принадлежали представители английской
биометрической школы. Центром борьбы
с менделизмом был новый журнал "Биометрика",
основанный в 1901 г. при идейной поддержке
Ф. Гальтона. Основой расхождений были
разные представления об изменчивости.
Последователи Г. Менделя утверждали,
что она носит дискретный характер, биометристы
же считали, что в ее основе лежит непрерывная
вариативность, а закономерности, открытые
Г. Менделем, являются исключением из общего
правила. Менделизм в России с трудом пробивал
себе дорогу. Н.И. Вавилов, один из наиболее
известных отечественных генетиков первой
половины ХХ в., вспоминал, что на лекциях
в 1909-1911 гг. профессора, излагая теорию
наследственности, старались ограничить
приложение законов Г. Менделя. Вероятно,
на развитии отечественной генетики отрицательно
сказалось неодобрительное отношение
к менделизму К.А. Тимирязева, который
в то время был кумиром в биологической
науке. Впоследствии, когда в СССР начались
нападки на генетику, выступление К.А.
Тимирязева против менделизма сыграло
свою роковую роль и было использовано
для оправдания травли известных генетиков:
С.С. Четверикова, Н.К. Кольцова, Н.И. Вавилова
и др. Тем не менее в России в 10-х гг. начинают
закладываться основы для систематического
изучения проблем наследственности.
В 1913 г. молодой приват-доцент Петербургского
университета Ю.А. Филипченко начал читать
первый в России университетский курс
по генетике, в 1914 г. появилась первая оригинальная
русская сводка по менделизму Е.А. Богданова.
По мнению А.Е. Гайсиновича, генетика как
самостоятельная научная дисциплина начала
развиваться у нас в стране с 1917 г. Первым
научным учреждением, включившим в свои
планы экспериментальное изучение наследственности,
был созданный в 1916 г. величайшим русским
биологом Н.К. Кольцовым Институт экспериментальной
биологии. С 1922 г. в институте начала работать
генетическая лаборатория под руководством
С.С. Четверикова.
В ноябре 1921 г. при Институте было
создано Русское Евгеническое общество,
председателем которого был избран Н.К.
Кольцов. В задачу общества входило изучение
законов наследственности, установление
наследственных различий между отдельными
группами населения (профессиональные
и социальные типы), исследование экзогенных
и эндогенных влияний на развитие признака,
изучение плодовитости тех или иных типов
людей. В планы Общества были включены
семейные евгенические обследования по
стандартным схемам и сбор массовых статистических
данных. С 1922 г. начал выходить "Русский
евгенический журнал", в котором публиковались
результаты генеалогических исследований,
статистические данные и география различных
заболеваний, психогенетические исследования.
Издание просуществовало до 1930 г. За этот
период успело выйти семь выпусков.
В работе Русского Евгенического общества
принимали участие и видные психологи
того времени. В год 100-летия Ф. Гальтона
Г.И. Челпанов, основатель старейшего в
России психологического института, дважды
выступал на заседании общества: в первый
раз в феврале с докладом "Значение
Ф. Гальтона для современной научной психологии",
второй раз - в марте по проблеме "Культура
талантов (роль наследственности и воспитания)".
В 1923 г. А.П. Нечаев выступил с докладом
"К вопросу об экспериментально-
В тот же период в Петроградском университете
Ю.А. Филипченко была создана кафедра экспериментальной
зоологии и генетики (в 1919 г.) и связанная
с ней лаборатория генетики Петергофской
естественно-научной станции (в 1920 г.).
Именно здесь начались первые исследования
по генетике человека и евгенике в Петрограде.
В 1921 году при Академии наук было создано
Бюро по евгенике, переименованное затем
в Бюро по генетике. С 1922 г. Ю.А. Филипченко
начал издавать "Известия Бюро по евгенике",
которые с 1926 г. были переименованы в "Известия
Бюро по генетике и евгенике", а с 1928
г. - в "Известия Бюро по генетике".
С 1922 по 1925 г. вышло три номера "Известий
бюро по евгенике", содержащие в основном
статьи психогенетической направленности.
Первый номер был посвящен 100-летию Ф. Гальтона
.
К сожалению, научное направление в евгенике
во всем мире постепенно сменялось общественным
движением экстремистского характера,
и евгенические работы становились все
менее популярными. В конце 20-х гг. Бюро
по евгенике было преобразовано в Бюро
по генетике, сам Ю.А. Филипченко прекратил
исследования по генетике человека. В
Институте экспериментально биологии
исследования евгенической направленности
также были прерваны. Можно сказать, что
к 1930 г. евгеника в СССР прекратила свое
существование, уступив место генетике
человека.
Психогенетическое направление получило
свое дальнейшее развитие уже в стенах
другого института. Им стал Медико-биологический
институт в Москве. В 1928 г. здесь была создана
Кабинет-лаборатория наследственности
и конституции человека под руководством
С.Г. Левита, врача по специальности. В
1935 г. Медико-биологический институт был
переименован в Медико-генетический институт
им. А.М. Горького. С.Г. Левит стал его директором,
однако спустя два года институт был расформирован,
а С.Г. Левит репрессирован . За период
существования института успело выйти
четыре тома научных трудов, в которых
были опубликованы результаты исследований
по психогенетике, антропогенетике и медицинской
генетике. Психологическим отделением
института руководил в те годы известный
психолог А.Р. Лурия .
Одной из главных заслуг С.Г. Левита
и института в целом было внедрение метода
близнецов в генетику человека в СССР.
Хотя отдельные близнецовые исследования
проводились в России с начала века, они
не были систематическими. В Медико-биологическом
институте близнецовые исследования носили
широкомасштабный характер. Медики, психологи
и педагоги обследовали, консультировали,
оказывали медицинскую помощь более чем
1300 парам близнецов. При институте был
создан специальный детский сад для близнецов,
где они находились под наблюдением психологов
и врачей. Одним из наиболее интересных
направлений в работе с близнецами было
применение так называемого метода контрольного
близнеца для изучения эффективности
педагогических, медицинских и психологических
воздействий. Можно сказать, что за весьма
небольшой срок существования института
было создано уникальное по своим возможностям
направление и получены впечатляющие
результаты. К сожалению, официальная
идеология чинила все большие препятствия
развитию генетики в СССР, и потенциальные
возможности генетики человека, заложенные
в Медико-биологическом институте в 30-е
гг., так и не были реализованы. Эти направления
генетики были осуждены как якобы основанные
на расистских догмах. После закрытия
Медико-генетического института исследования
по генетике человека полностью прекратились.
Возрождение психогенетики в
Советском союзе произошло лишь спустя
35 лет, когда в 1972 г. в Институте общей и
педагогической психологии Академии педагогических
наук СССР (ныне Психологический институт
Российской академии образования) была
создана лаборатория психогенетики под
руководством
За время существования лаборатории коллективом
сотрудников были выпущены монографии,
учебники, опубликованы многочисленные
статьи в ведущих отечественных и зарубежных
журналах (Роль среды и насл..., 1988; Генетика
поведения..., 1995; Егорова М.С., 1995; Малых
С.Б. и др., 1998; Равич-Щербо И.В. и др., 1999).
В 1999 г. за цикл работ по психогенетике
коллектив лаборатории был удостоен премии
Правительства Российской Федерации в
области образования.