Методы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: Психология - одна из важнейших наук, способствующая увеличению знаний о человеке и его поведении, поэтому темы связанные с психологией всегда актуальны. Методы психодиагностики человека имеют важное значение в психологии.
Цель реферата: Раскрыть понятие психодиагностики, продемонстрировать различные способы и методы диагностирования.

Содержание

Введение
1. Предмет психодиагностики
2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития
3. Методы психодиагностики и их классификация
3.1. Краткие характеристики психодиагностических методик
3.2. Тесты и тестирование
3.3. Требования, предъявляемые к тестам
3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
3.5. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
4.Общий вывод.
5.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.3.Классификация тестов


 

 



 

 

 


 


 

 

 

 



 

 


 

 

 

 


 

 

 

Продолжение табл.



 

 

 

 


 

 

 

 


 


 

 

 



 

 

        

 

 

      

 

 

 

3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим  методикам

 

Для уверенности в  достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

          Такими требованиями являются

1.Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

 Есть несколько  разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей  одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Кри терии валидностьи:

    • Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
    • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
    • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
    • Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2.Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя  способами:

   --путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными лю

--путем сравнения  результатов, получаемых по одной  и той же  методике в различных  условиях.

3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4.Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

 

3.5. Правила  проведения тестирования, обработки  и интерпретации результатов

 

 В этом вопросе  существуют определенные строгие  правила

Наболее важные из них:

1.Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

2.Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

3.Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

4.Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

 

Вывод.

Нельзя признать, что уже сделано  все возможное и необходимое  в этом направлении, но сейчас достигнуто главное – общее признание того, что психологическая диагностика не может быть оторвана от основного пути развития общей психологии и всех ее отраслей.

Безусловно, остается ряд теоретических  проблем, требующих своего решения (соотношение между константностью и изменчивостью индивидуальности, генотипические и средовые факторы развития, природа и сущность способностей и одаренности и др.), но чаще всего это общепсихологические проблемы, решение которых возможно только совместными усилиями психодиагностов и представителей других отраслей психологии.

Процесс теоретического осмысления ряда психологических явлений и свойств  далек от своего завершения, и это  объясняется не только уровнем развития психологической науки в целом, но и сложностью изучаемых ею объектов. Неоднозначное толкование психологических явлений и свойств, конечно, препятствует разработке методов их диагностики. Но это не означает, что не должны проводиться исследования в направлении уточнения тех характеристик, которые оцениваются психодиагностическими методиками.

Теоретическое обоснование психодиагностических методик обусловлено не в последнюю  очередь практической необходимостью интерпретации их показателей. Вопрос о правильной оценке результатов  испытуемого при диагностировании следует отнести к числу самых важных и сложных для диагноста.

Строго диагностическое и тем  более прогностическое значение первичная информация, получаемая с  помощью методик, приобретает только в результате ее корректной и квалифицированной  интерпретации, которая основана на отчетливом понимании сущности того, что измеряется. Поэтому без теоретической валидизации не может быть психодиагностической методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Практическая  психология.[Текст] Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. [Текст] М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632с.

3. Рогов Е.И. настольная  книга практического психолога:  В 2 кн [Электронный ресурс].-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rogov/index.php

4. Словарь практического  психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск:  Харвест, 1998. – 800 с.

5. Современный словарь  по психологии.-Мн.: “Современное  слово”, 1998. – 768 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Стерлитамакский филиал)

 

 

Экономический факультет

Направление: «Управление персоналом»

 

 

 

Тема: Психодиагностические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, очного отделения

                                                Экономического факультета

Ишмурзина А. Р.

  Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2012




Информация о работе Методы психодиагностики