Методы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Содержание

1. Предмет психодиагностики …2
2. Возникновение психодиагностики, как науки
и основные этапы ее развития …4
3. Методы психодиагностики
и их классификация …5
3.1. Краткие характеристики психодиагностических
методик …6
3.2. Тесты и тестирование …9
3.3. Требования, предъявляемые к тестам …9
3.4. Особые требования, предъявляемые
к психодиагностическим методикам …12
3.5. Правила проведения тестирования,
обработки и интерпретации результатов …13
Список использованной литературы …14

Работа содержит 1 файл

психодиагностика.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

           К  тестам, как методам точной психодиагностики  предъявляется ряд особых требований. Это:

  1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
  2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

                                 Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Классификация тестов


 




 

 

 


 

 

 

 


 


 


 

 


 


 

 

 

 


Продолжение табл. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Продолжение таблицы 3


 


 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим

методикам

              Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических  исследований необходимо, чтобы  используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

          Такими  требованиями являются

  1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

               Есть несколько разновидностей  валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с  помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют  по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при  помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется  и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Кри терии валидностьи:

      • Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
      • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
      • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
      • Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
  1. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя  способами:

            --путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

            --путем сравнения результатов,  получаемых по одной и той  же  методике в различных условиях.

  1. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
  2. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

 

3.5. Правила проведения  тестирования, обработки

и интерпретации результатов

 

               В этом вопросе существуют  определенные строгие правила

Наболее важные из них:

  1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
  2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
  3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
  4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

(2, стр. 52)

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3

    Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.

   М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.

3. Рогов Е.И. настольная книга  практического

психолога:  В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.-

    Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

5. Современный словарь по психологии.-Мн.:

    “Современное слово”, 1998. – 768 с.




Информация о работе Методы психодиагностики