Методы психодиагностики и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика.docx

— 49.22 Кб (Скачать)

1. Предмет психодиагностики 

               Психодиагностика - это не только  направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

               Психодиагностику в практическом  смысле можно определить, как  установление психодиагностического  диагноза – описание состояния  объектов, коими могут выступать  отдельная личность, группа или  организация.

Психодиагностика  осуществляется на основе специальных  методов. Может входить составной  частью в эксперимент или выступать  самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического  психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

               Психодиагностика понимается двояко:

В широком  смысле  - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому  анализу, выступая, как выявление  и измерение его свойств;

В узком  смысле, более распространенном –  измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

            В психодиагностическом обследовании  можно выделить 3 основных этапа:

Сбор данных.

Переработка и интерпретация данных.

Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

       Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая  методы  выявления и измерения  индивидуально – психологических  особенностей личности.

(4, стр.142)

Как теоретическая  дисциплина, психодиагностика имеет  дело с переменными и постоянными  величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с  одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с  другой – конкретное воплощение теоретических  построений – способ движения от абстрактной  теории, от обобщения к конкретному  факту.

(1, стр. 58)

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

     Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

      Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

      Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

      Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

      Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения  достоверных данных о содержании переменных психической реальности. 

2. Возникновение психодиагностики, как науки и  основные этапы  ее развития. 

           История современной психодиагностики  начинается с первой четверти  ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

            В это время появляются такие  методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти  методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

              Только во второй половине  ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

(2, стр.15)

              Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон  Вебера.

              Проводя эксперименты на различение  весов, длины линий и высоты  акустического тона, Вебер установил,  что отношение едва заметного  изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

Согласно  закону Вебера дифференциальный порог  чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

(5, стр.168)

Открытие  закона Вебера дало возможность измерения  психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

                Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических  процессов, свойств и состояний  человека, стали появляться в  конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

          В 1884 г. английский психолог  Гальтон основал Антропометрическую  лабораторию, одной из целей  ее стало получение статистических  данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло  около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в  психодиагностике метод корреляций.

          Современник Гальтона Фишер изобрел  дисперсионный анализ, а другой  англичанин Спирмен – факторный  анализ.

          Первый статистически обоснованный  тест Бине появился в 1905-1907 гг.

 В 20 гг  стали появляться новые психодиагностические , в том числе интеллектуальные  и личностные тесты, позволяющие  проводить психодиагностику различных  процессов и свойств человека.

         На 50-60-е гг ХХ в. приходится  основное количество различных  психодиагностических методик.

         Современная психодиагностика выделилась  в отдельную область научных  и практических психодиагностических  знаний. Все более широкое применение  в психодиагностике находят современные  методы математики и физики, а  также средства электронной психодиагностики.

3. Методы психодиагностики 

и их классификация 

        В насоящее время созданы и  практически используются множество  психодиагностических методов. В  начале ХХ в. в психодиагностике  как науке были признаны и  приняты требования, предъявляемые  к наиболее развитым современным  наукам, напр. физике. Это требования  операционализации и верификации.

       Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

       Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

        Самую общую схему классификации  психодиагностических методов можно   представить в виде следующей  схемы: 

3.1. Краткие характеристики 

психодиагностических  методик.

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

     Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные  методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

     Недостатки:

субъективность, которая проявляется как в  выборе самих вопросов, так и в  интерпретации ответов на них;

  • эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные  психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

НАУЧНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА И  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

      Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и  сфера практической деятельности психолога.

      Как теоретическая дисциплина общая  психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностические инструмент, в других - требуют особой работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

      Психодиагностика  как теоретическая дисциплина тесно  связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

      Выделяемая  для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует.

      Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии - с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом - не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений. Если, например, предполагается, что деятельность людей существенно отличается по мотивам, то должны быть найдены методы, выявляющие различные мотивы у разных людей. Если предполагается, что не существует психически здорового человека, который не имел бы какой-либо мотивации, то не может существовать валидных методов, которые бы диагностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не являющегося психически больным. Если бы относительно некоторых теоретически выделенных мотивов оказалось невозможным обнаружить дифференциально-психологические различия или была бы обнаружена группа психически здоровых людей, у которых отсутствовала всякая мотивация, то это означало бы существенную недоработку самого понятия мотива.

      Общая психодиагностика преимущественно  связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Информация о работе Методы психодиагностики и их классификация