Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:51, курсовая работа
Экстремальные ситуации и состояния которые возникают у людей из за их воздействие их поведение при это и их реакции изучали многие исследователи в течении долгих лет. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.
Введение
1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика
1.1 Понятие экстремальной ситуации
1.2 Классификация экстремальных ситуаций
2.Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение
2.1 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций
2.2 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях
2.3.Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях
2.4 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации
Выводы
Список использованных источников
2.4 Социальные
формы поведения в
Существуют две основные формы социального поведения в экстремальных ситуациях: социальная активность (тип А) и выраженная социальная пассивность (тип Б).
Поведение типа А — специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством: недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.
Основная черта поведения этого типа — стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.
Существует мнение, чтолица с поведением типа А склонны сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведениятипа А отсутствует).
У поведения типа А есть много общего с работоголизмом — типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровождается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмоционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.
Поведение типа Б — специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовлеченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной напряженности, уравновешенностью.
Поведение
типа Б, ь противоположность поведению
типа А, можно
считать поведением гармонической личности.
У людей с поведением типа Б не отмечается
снижения активности и в социальном плане.
3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации
1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).
2. Профотбор
лиц для работы на опасных
видах труда и особенно
3. Обучение проблемам
обеспечения безопасности и
- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;
- иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;
- знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;
- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.
4. Основной задачей
в ЧС и во время катастрофы
является сохранение
5. Руководство
массой людей составляет
6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха , и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).
7. В острой
ситуации или угрожающей
8. В структуре
руководства массой людей
Выводы
Итак,
Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее,
предельное; situatio - положение) - понятие,
посредством которого дается интегративная
характеристика радикально или внезапно
изменившейся обстановки, связанных с
этим особо неблагоприятных или угрожающих
факторов для жизнедеятельности человека,
а также высокой проблемностю, напряженностью
и риском в реализации целесообразной
деятельности в данных условиях. Поведение
и реакции человека в экстремальной ситуации
необыкновенно сложны и требуют изучения
но в то же время полученные ученными
данные позволяют психологам практикам
помочь человеку пережившему экстремальную
ситуацию а так же предугадать возможное
его поведение в экстремальной ситуации
и понизить возможный урон для психи который
может возникнуть при переживании экстремальной
ситуации.
Список использованных источников
Информация о работе Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации