Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Экстремальные ситуации и состояния которые возникают у людей из за их воздействие их поведение при это и их реакции изучали многие исследователи в течении долгих лет. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.

Содержание

Введение

1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика

1.1 Понятие экстремальной ситуации
1.2 Классификация экстремальных ситуаций
2.Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение

2.1 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций

2.2 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях

2.3.Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях

2.4 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации

3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации


Выводы

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

New Документ Microsoft Word (5).doc

— 127.50 Кб (Скачать)

2.4 Социальные  формы поведения в экстремальной  ситуации

         Существуют две  основные формы социального поведения в экстремальных ситуациях: социальная активность (тип А) и выраженная социальная пассивность (тип Б).

         Поведение типа А — специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством: недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.

         Основная черта  поведения этого типа — стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.

         Существует мнение, чтолица с поведением типа А склонны  сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведениятипа А отсутствует).

         У поведения типа А есть много общего с работоголизмом — типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровождается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмоционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.

         Поведение типа Б — специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовлеченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной напряженности, уравновешенностью.

      Поведение типа Б, ь противоположность поведению типа А, можно 
считать поведением гармонической личности. У людей с поведением типа Б не отмечается снижения активности и в социальном плане.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методы профилактики  нежелательной   реакций в экстремальной  ситуации

1. Основу профилактики  любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор  лиц для работы на опасных  видах труда и особенно руководителей  производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам  обеспечения безопасности и воспитательная  работа по формированию в сознании  людей осторожности, предупреждению  и разумному поведению в аварийных  и чрезвычайных ситуациях. Человек,  работающий на опасных производствах  должен: 

- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

- иметь психологическую  готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

- знать графики  работы смен и схемы действий  в критических ситуациях;

- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей  в ЧС и во время катастрофы  является сохранение спокойствия  людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

5. Руководство  массой людей составляет основу  профилактики паники. Паническая  реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха , и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

7. В острой  ситуации или угрожающей обстановке  необходимо убирать (фиксировать)  людей, способных индуцировать  страх и вовлечь людей в  опасную деятельность. Их влияние  на окружающих должно быть  приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре  руководства массой людей большую  роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые  и звуковые сигналы, указатели  выходов, направления движения  и другие средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

     Итак, Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностю, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях.         Поведение и реакции человека в экстремальной ситуации необыкновенно сложны и требуют изучения но в то же время полученные  ученными данные позволяют психологам практикам помочь  человеку пережившему экстремальную ситуацию а так же предугадать возможное его поведение  в экстремальной ситуации и понизить возможный урон для психи который может возникнуть при переживании экстремальной ситуации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

  1. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях
  2. Александровский Ю. и др. Психогении в экстремальных ситуациях
  3. Малкина – Пых «Экстремальные ситуации»
  4. Петров Н.Н. « Человек в чрезвычайных ситуациях»
  5. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева

Информация о работе Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации