Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:09, лекция
Первая исследовательская задача – описание профессионального обра-зования и развития личности в процессе непрерывного образования – реша-ется с помощью неэкспериментальных (клинических) методов.
К неэкспериментальным методам относятся:
Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор инфор-мации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений
на основе их преднамеренного и систематического восприятия.
Первая исследовательская
К неэкспериментальным методам относятся:
Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор инфор-мации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений
на основе их преднамеренного и систематического восприятия.
Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних
и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития.
Психобиографический метод – метод психологического изучения жиз-ненного пути конкретных лиц.
Опросный метод, предполагающий ответы на конкретные вопросы ис-следователя.
Анализ продуктов деятельности, заключающийся в психологическом
изучении результатов учебно-
Экспериментальные методы
Вторая исследовательская задача решается с помощью эксперимен-тальных методов.
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство ис-следователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших усло-вий для изучения психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть лабораторным
, естественным и модели-рующим.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Психометрические методы
Третья исследовательская
Психометрия направлена на создание психодиагностических методик,
обладающих валидностью, надежностью и репрезентативностью.
К психометрическим относятся следующие методы:
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором ис-пользуются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие опре-деленную шкалу значений. Различают следующие виды тестов: тесты спе-циальных способностей, тесты достижений.
Опросные методы. Данные методы широко используются в психомет-рии, особенно опросники (биографические опросники, опросники интересов).
Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью по-нимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктив-ность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях – наличии исходных знаний, умений, навыков, положительной мотивации, оп-ределенного уровня физического развития, состояния здоровья).
Генетические методы
Четвертая исследовательская задача решается с помощью генетических
методов.
К генетическим методам, направленным на исследование изменений
профессионального развития личности в течение длительного времени, отно-сятся:
формирующий эксперимент – комплексный – эксперимент, требующий
совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов; стати-стически значимый, длительный, пролонгированный эксперимент, осуществ-ляемый для реализации той или иной теоретической концепции (В. В. Давы-дов);
мониторинговые исследования. В зависимости от объекта мониторинга
возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на
практике. Объектами мониторинга
могут быть профессионально-образо-
Особую группу составляют методы количественной обработки иссле-довательских данных. К ним относятся:
дисперсионный анализ (от лат. dispersio – рассеивание) – статистиче-ский метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на ис-следуемую переменную. Суть дисперсионного анализа заключается в разло-жении измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых
характеризует влияние того или иного фактора либо их взаимодействие;
корреляционный анализ (от лат. correlatio – соотношение) – статистиче-ский метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков
или факторов. Показателем силы связи между двумя признаками служит ко-эффициент корреляции. Корреляция – это мера связи явлений действитель-ности или факторов эксперимента;
факторный анализ (от лат. factor – действующий, производящий и
греч. analisis – разложение, расчленение) – метод многомерной математиче-ской статистики, применяемый при исследовании статистически связанных
признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредст-венного наблюдения факторов.
Среди методов, направленных на изучение профессиональной деятель-ности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной
деятельности человека. В результате профессиограммирования составляются
профессиограммы, или сводки данных (технических, санитарно-гигиени-
ческих, технологических, психологических, психофизиологических), о кон-кретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий.
Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на
основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в со-став которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологи-ческие и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной
деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профес-сиографии в психологии профессионального образования объясняется тем,
что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профес-сионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией,
и строить процесс их развития исходя из данных науки.