Методы профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:09, лекция

Описание работы

Первая исследовательская задача – описание профессионального обра-зования и развития личности в процессе непрерывного образования – реша-ется с помощью неэкспериментальных (клинических) методов.
К неэкспериментальным методам относятся:
Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор инфор-мации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений
на основе их преднамеренного и систематического восприятия.

Работа содержит 1 файл

Без имени 1.docx

— 16.10 Кб (Скачать)

Первая исследовательская задача – описание профессионального обра-зования  и развития личности в процессе непрерывного образования – реша-ется с помощью  неэкспериментальных (клинических) методов.

К неэкспериментальным  методам относятся:

Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор инфор-мации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений

на основе их преднамеренного и  систематического восприятия.

Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних

и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития.

Психобиографический метод – метод психологического изучения жиз-ненного пути конкретных лиц.

Опросный метод, предполагающий ответы на конкретные вопросы ис-следователя.

Анализ продуктов деятельности, заключающийся в психологическом

изучении результатов учебно-профессионального  труда обучаемых: графиче-ских материалов (чертежей, схем, проектов), различных  поделок, техниче-ских устройств, производственных изделий и т. п.

Экспериментальные методы

Вторая исследовательская задача решается с помощью эксперимен-тальных методов.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство ис-следователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших усло-вий для изучения психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть  лабораторным

, естественным  и модели-рующим.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Психометрические методы

Третья исследовательская задача решается с помощью психометриче-ских (диагностических) методов.

Психометрия направлена на создание психодиагностических методик,

обладающих валидностью, надежностью  и репрезентативностью.

К психометрическим относятся следующие методы:

Тестирование – метод психологической диагностики, при котором ис-пользуются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие опре-деленную шкалу значений. Различают следующие виды тестов: тесты спе-циальных способностей, тесты достижений.

Опросные методы. Данные методы широко используются в психомет-рии, особенно опросники (биографические опросники, опросники интересов).

Диагностика профессиональной обучаемости.  Под обучаемостью по-нимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктив-ность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях – наличии исходных знаний, умений, навыков, положительной мотивации, оп-ределенного уровня физического развития, состояния здоровья).

Генетические методы

Четвертая исследовательская задача решается с помощью генетических

методов.

К генетическим методам, направленным на исследование изменений 

профессионального развития личности в течение длительного времени, отно-сятся:

формирующий эксперимент – комплексный – эксперимент, требующий

совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов; стати-стически значимый, длительный, пролонгированный эксперимент, осуществ-ляемый для реализации той или иной теоретической концепции (В. В. Давы-дов);

мониторинговые исследования. В зависимости от объекта мониторинга

возникают специфические цели и  задачи, связанные с его реализацией  на

практике. Объектами мониторинга  могут быть  профессионально-образо-вательный  процесс, академическая успеваемость обучаемых, развитие лично-сти обучаемых, становление учебной группы, профессиональная деятель-ность преподавателя, становление педагогического коллектива.

Особую группу составляют методы количественной обработки иссле-довательских данных. К ним относятся:

дисперсионный анализ (от лат. dispersio – рассеивание) – статистиче-ский метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на ис-следуемую переменную. Суть дисперсионного анализа заключается в разло-жении измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых

характеризует влияние того или  иного фактора либо их взаимодействие;

корреляционный анализ (от лат. correlatio – соотношение) – статистиче-ский метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков

или факторов. Показателем силы связи между двумя признаками служит ко-эффициент корреляции. Корреляция – это мера связи явлений действитель-ности или факторов эксперимента;

факторный анализ  (от лат. factor  – действующий, производящий и

греч. analisis – разложение, расчленение) – метод многомерной математиче-ской статистики, применяемый при исследовании статистически связанных

признаков с целью выявления  определенного числа скрытых  от непосредст-венного наблюдения факторов.

Среди методов, направленных на изучение профессиональной деятель-ности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной

деятельности человека. В результате профессиограммирования составляются

профессиограммы,  или сводки данных (технических, санитарно-гигиени-

ческих, технологических, психологических, психофизиологических), о кон-кретном  процессе труда и его организации, а также психограммы профессий.

Психограммы представляют собой «портрет»  профессии, составленный на

основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в со-став которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологи-ческие и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной

деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профес-сиографии в психологии профессионального образования объясняется тем,

что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профес-сионально  важных качеств личности, заданных той или иной профессией,

и строить процесс их развития исходя из данных науки.


Информация о работе Методы профессионального образования