Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:02, реферат
В XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.
Введение…………………………………………………………………………………2
Понятие стресса. Основные причины возникновения………………………...2
Методы преодоления стресса…………………………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………………8
Шэнан (1967) давно предложил один из методов, который он назвал приспособленческим. Данный “приспособленческий набор” включал четыре основных составляющих:
- Наличие
энергии, направленной
- Четкое разграничение внутренних и внешних по отношению к индивиду факторов;
- Выбор в пользу решения проблемы, а не уклонения от конфронтации с ней;
- Установление
равновесия между внешними
Антоновски (1987) также считает, что в интересах эффективности преодоления стресса необходима мотивированность личности, настрой на решение проблемы, точный просчет характера и масштабов проблемы и условий окружающей среды с тем, чтобы только после этого выбрать наиболее подходящие и доступные ресурсы для ее разрешения.
Наиболее
часто встречающаяся типология
методов преодоления проблем (Лазарус
и Фолкман, 1984) содержит проблемно-ориентированный
подход (включает поиск информации и настрой
на решение проблемы) и эмоционально-ориентированный
(с которым связано выражение и регулирование
эмоций). Эти два подхода иногда дополняются
третьим – оценочно-ориентированным (в
число компонентов которого входят отрицание,
признание, социальная оценка, переоценка
и логический анализ).
Мус
и Биллингз (1982) различают следующие методы
преодоления:
- Активно-познавательный. Личность стремится упорядочить свою оценку стрессовой ситуации.
- Активно-поведенческий. Поведение личности нацелено непосредственно на стрессовую ситуацию.
- Уклонение. Личность уходит от конфронтации со стрессом.
Грингласс
(1993) недавно предложила метод преодоление
стресса именуемый социальным преодолением,
который включает социальные и межличностные,
а также познавательные факторы.
Ее исследование выявило существенные
взаимосвязи между различными видами
социальной поддержки и формами преодоления
стресса (а именно, проблемно-ориентированными
и эмоционально-ориентированными)
Кроме того, к перечисленным методам можно добавить еще один, именуемый превентивным преодолением, включающий ранее публиковавшиеся работы о здоровом образе жизни (Роскиз, 1991). Вонг и Рекер (1984) также поддерживают превентивный метод как нацеленный на обеспечение благосостояния индивида и снижение вероятности возникновения проблем в будущем. Превентивная методология включает такие действия, как физические упражнения и отдых, а также выработку правильного режима сна и питания, планирование, использование времени и навыков социальной поддержки.
Еще один метод преодоления, который трактуется, как широкий взгляд на личность индивида (Уотсон и Кларк, 1984), включает концепции негативной эмоциональности (НЭ) и позитивной эмоциональности (ПЭ). Люди с высокой НЭ при анализе собственной личности, других людей и окружающей среды в целом, акцентируют негативные моменты и проявляют большую склонность к расстройствам. Лица с высокой ПЭ сосредотачиваются в указанных случаях на позитиве и проявляют меньшую склонность к расстройству.
Эти два подхода могут влиять на восприятие личностью числа и масштабов потенциальных стресс-факторов, равно как на их ответную реакцию (а именно восприятие индивидом имеющихся в его распоряжении ресурсов и выбор стратегии преодоления). Таким образом, лица с высокой НЭ будут при анкетировании занижать объем имеющихся ресурсов и, скорее всего, изберут неэффективную (пораженческую) линию поведения (такую как взрывы эмоций и уклонение от преодоления стрессов), в то время как выбор эффективной стратегии (такой как активные действия и познавательное переосмысление проблемы) для них менее вероятен. Индивиды с высокой ПЭ будут более уверены в своих возможностях и используют более продуктивные стратегии преодоления.
Концепция ощущения взаимосвязи (ОВ) Антоновски (1979; 1987) во многом перекликается с ПЭ. Он определяет ОВ, как комплексный взгляд на мир, разумный и постижимый. Такая ориентация позволяет индивиду, прежде всего, сконцентрироваться на конкретной ситуации, а затем урегулировать проблему и успокоить связанные с ней эмоции. Личности с высоким ОВ имеют мотивацию и ресурсы для подобного рода линии поведения, способной решить проблему. Кроме того, они скорее осознают важность эмоции, испытывают конкретные эмоции и способны регулировать их, а также скорее берут на себя ответственность за развитие событий, вместо того, чтобы обвинять других и навязывать им свою точку зрения. Проведенные с тех пор объемные исследования подтвердили правильность концепции Антоновского.
Методы
преодоления стресса могут
Методы преодоления обычно изучаются по средствам анкетирования или индивидуального опроса, в ходе которых выясняется, каким образом респонденты реагируют на воздействие того или иного конкретного стресс-фактора. Опросный лист, разработанный Лазарусом и Фолкманом (1984), "Анкета методов преодоления", наиболее часто используется в исследовании проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных линий поведения. Деве (1989), с другой стороны, часто использовал в своих исследованиях собственные описания индивидами методов преодоления стрессов.
Существует ряд практических моментов, которые заслуживают упоминания применительно к анализу методов преодоления стрессов. Прежде всего, к ним относятся уровень образования и аутотренинг, которые обеспечивают индивида информацией, и зачастую сопровождаются самооценкой, в совокупности позволяя ему критически изучить его собственный стиль поведения, равно как другие методы преодоления стресса и их потенциальную эффективность. Подобного образа информация, как правило, положительно воспринимается, особенно теми, на кого она направлена, однако полезность этой информации, ее реальная помощь в преодолении стресс-факторов реальной жизни не всегда очевидна. Фактически те исследования, которые рассматривали индивидуальные методы преодоления (Шинн и др., 1984; Ганстер и др., 1982) выявили ограниченную ценность подобной информации, особенно в свете последующего развития событий (Мэрфи, 1988).
Маттесон
и Иванцевич (1987) выделили изучение методов
преодоления в качестве составной части
долгосрочной программы подготовки к
борьбе со стрессом. Они включали совершенствование
навыков преодоления по трем направлениям:
познавательному, межличностному и урегулирования
проблем. Навыки преодоления классифицируются
как проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные.
Проблемно-ориентированные навыки включают
решение проблем, распределение времени,
навыки социальной коммуникабельности,
восприятия, изменение стиля жизни и прямые
действия по изменению условий окружающей
среды. Эмоционально-ориентированные
навыки направлены на облегчение расстройств
и регулирование эмоций. Они включают
отрицание, выражение чувств и релаксацию.»
Заключение.
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.
Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.
Кстати,
уже упоминавшийся Селье
Активность – наша единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Со стрессом можно справиться,
нужно лишь желание и немного
свободного времени для себя.
Литература