Методы преодоления стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

В XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Понятие стресса. Основные причины возникновения………………………...2
Методы преодоления стресса…………………………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………………8

Работа содержит 1 файл

реферат стресс.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

   Шэнан (1967) давно предложил один из методов, который он назвал приспособленческим. Данный “приспособленческий набор” включал четыре основных составляющих: 

- Наличие  энергии, направленной  непосредственно на потенциальный источник неприятностей;

- Четкое разграничение внутренних и внешних по отношению к индивиду  факторов;

- Выбор  в пользу решения проблемы, а  не уклонения от конфронтации  с ней;

- Установление  равновесия между внешними требованиями  к индивиду и его собственными  потребностями.

     Антоновски (1987) также считает, что в интересах эффективности преодоления стресса необходима мотивированность личности, настрой на решение проблемы, точный просчет характера и масштабов проблемы и условий окружающей среды с тем, чтобы только после этого выбрать наиболее подходящие и доступные ресурсы для ее разрешения.

     Наиболее  часто встречающаяся типология  методов преодоления проблем (Лазарус и Фолкман, 1984) содержит проблемно-ориентированный подход (включает поиск информации и настрой на решение проблемы) и эмоционально-ориентированный (с которым связано выражение и регулирование эмоций). Эти два подхода иногда дополняются третьим – оценочно-ориентированным (в число компонентов которого входят отрицание, признание, социальная оценка, переоценка и логический анализ). 
           Мус и Биллингз (1982) различают следующие методы преодоления:     

- Активно-познавательный. Личность стремится упорядочить свою оценку стрессовой ситуации.

- Активно-поведенческий. Поведение личности нацелено непосредственно на  стрессовую ситуацию.

- Уклонение. Личность уходит от конфронтации со стрессом.

     Грингласс (1993) недавно предложила метод преодоление  стресса именуемый социальным преодолением, который включает социальные и межличностные, а также познавательные факторы. Ее исследование выявило существенные взаимосвязи между различными видами социальной поддержки и формами преодоления стресса (а именно, проблемно-ориентированными и эмоционально-ориентированными). Выяснилось, что женщины, как правило, лучше приспособленные к межличностному взаимопониманию, чаще прибегают к социальному преодолению.

     Кроме того, к перечисленным методам  можно добавить еще один, именуемый превентивным преодолением, включающий ранее публиковавшиеся работы о здоровом образе жизни (Роскиз, 1991). Вонг и Рекер (1984) также поддерживают превентивный метод как нацеленный на обеспечение благосостояния индивида и снижение вероятности возникновения проблем в будущем. Превентивная методология включает такие действия, как физические упражнения и отдых, а также выработку правильного режима сна и питания, планирование, использование времени и навыков социальной поддержки.

     Еще один метод преодоления, который  трактуется, как широкий взгляд на личность индивида (Уотсон и Кларк, 1984), включает концепции негативной эмоциональности (НЭ) и позитивной эмоциональности (ПЭ). Люди с высокой НЭ при анализе собственной личности, других людей и окружающей среды в целом, акцентируют негативные моменты и проявляют большую склонность к расстройствам. Лица с высокой ПЭ сосредотачиваются в указанных случаях на позитиве и проявляют меньшую склонность к расстройству.

     Эти два подхода могут влиять на восприятие личностью числа и масштабов  потенциальных стресс-факторов, равно как на их ответную реакцию (а именно восприятие индивидом имеющихся в его распоряжении ресурсов и выбор стратегии преодоления). Таким образом, лица с высокой НЭ будут при анкетировании занижать объем имеющихся ресурсов и, скорее всего, изберут неэффективную (пораженческую) линию поведения (такую как взрывы эмоций и уклонение от преодоления стрессов), в то время как выбор эффективной стратегии (такой как активные действия и познавательное переосмысление проблемы) для них менее вероятен. Индивиды с высокой ПЭ будут более уверены в своих возможностях и используют более продуктивные стратегии преодоления.

     Концепция ощущения взаимосвязи (ОВ) Антоновски (1979; 1987) во многом перекликается с ПЭ. Он определяет ОВ, как комплексный взгляд на мир, разумный и постижимый. Такая ориентация позволяет индивиду, прежде всего, сконцентрироваться на конкретной ситуации, а затем урегулировать проблему и успокоить связанные с ней эмоции. Личности с высоким ОВ имеют мотивацию и ресурсы для подобного рода линии поведения, способной решить проблему. Кроме того, они скорее осознают важность эмоции, испытывают конкретные эмоции и способны регулировать их, а также скорее берут на себя ответственность за развитие событий, вместо того, чтобы обвинять других и навязывать им свою точку зрения. Проведенные с тех пор объемные исследования подтвердили правильность концепции Антоновского.

     Методы  преодоления стресса могут рассматриваться  со ссылкой на степень сложности  и гибкости (Лазарус и Фолкман, 1984). Люди, использующие различные стратегии, прибегают к комплексным методам; те, кто предпочитает одну стратегию, останавливаются на одном методе. Те, кто пользуется одной и той же стратегией для урегулирования различных ситуаций, придерживаются жесткой линии поведения; те, кто прибегает к различным стратегиям в одной или нескольких ситуациях, склонны проявлять гибкость. Гибкий стиль продемонстрировал на практике целый ряд преимуществ по сравнению с жестким.

     Методы  преодоления обычно изучаются по средствам анкетирования или  индивидуального опроса, в ходе которых выясняется, каким образом респонденты реагируют на воздействие того или иного конкретного стресс-фактора. Опросный лист, разработанный Лазарусом и Фолкманом (1984), "Анкета методов преодоления", наиболее часто используется в исследовании проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных линий поведения. Деве (1989), с другой стороны, часто использовал в своих исследованиях собственные описания индивидами методов преодоления стрессов.

     Существует  ряд практических моментов, которые  заслуживают упоминания применительно к анализу методов преодоления стрессов. Прежде всего, к ним относятся уровень образования и аутотренинг, которые обеспечивают индивида информацией, и зачастую сопровождаются самооценкой, в совокупности позволяя ему критически изучить его собственный стиль поведения, равно как другие методы преодоления стресса и их потенциальную эффективность. Подобного образа информация, как правило, положительно воспринимается, особенно теми, на кого она направлена, однако полезность этой информации, ее реальная помощь в преодолении стресс-факторов реальной жизни не всегда очевидна. Фактически те исследования, которые рассматривали индивидуальные методы преодоления (Шинн и др., 1984; Ганстер и др., 1982) выявили ограниченную ценность подобной информации, особенно в свете последующего развития событий (Мэрфи, 1988).

     Маттесон и Иванцевич (1987) выделили изучение методов преодоления в качестве составной части долгосрочной программы подготовки к борьбе со стрессом. Они включали совершенствование навыков преодоления по трем направлениям: познавательному, межличностному и урегулирования проблем. Навыки преодоления классифицируются как проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные. Проблемно-ориентированные навыки включают решение проблем, распределение времени, навыки социальной коммуникабельности, восприятия, изменение стиля жизни и прямые действия по изменению условий окружающей среды. Эмоционально-ориентированные навыки направлены на облегчение расстройств и регулирование эмоций. Они включают отрицание, выражение чувств и релаксацию.» 

Заключение. 

     Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

      Стресс  не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

    Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что  старение — итог всех стрессов, которым  подвергался организм в течении  своей жизни. Оно соответствует  “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

       Активность –  наша единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

            Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного  свободного времени для себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.
  2. Крутецкий В.А. Психология. - М.:Просвещение, 1980.
  3. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990
  4. Бенджамин Колодзин. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой.
  5. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988
  6. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.
  7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.
  8. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983,
  9. Научная статья Рональда Дж.Бурка Йоркский университет источник Интернет

Информация о работе Методы преодоления стресса