Методы наблюдения в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………


Наблюдение. Интроспекция………………………………………………………


Методы наблюдения в психологии……………………………………………….


Планомерные внешние наблюдения………………………………………………


Наблюдения лабораторные……………………………………………………......


Наблюдения в естественных условиях……………………………………………


Заключение …………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.88 Кб (Скачать)

                                            Оглавление: 

Введение …………………………………………………………………………… 

Наблюдение. Интроспекция……………………………………………………… 

Методы наблюдения в психологии………………………………………………. 

Планомерные внешние  наблюдения……………………………………………… 

Наблюдения лабораторные……………………………………………………...... 

Наблюдения в  естественных условиях…………………………………………… 

Заключение ………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение  применяется там, где вмешательство  экспериментатора нарушит  процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим  в случае, когда  необходимо получить целостную картину  происходящего и  отразить поведение  индивидов во всей полноте. 

     Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях          

 Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция  — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной  активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание. Метод, основан В.Вундтом.      

  Методы наблюдения  в  психологии

К исследовательским  методам в психологии относят  кроме  метода интроспекции, методы наблюдения. Выше рассмотренные недостатки метода интроспекции привели к использованию  другой системы методов, позволяющей  получать объективные данные в системе  наблюдения за поведением человека.

Сегодня наблюдение считается основным условием в любом научном исследовании. На методе наблюдения основана любая  из естественных наук систематически и планомерно проверяющая результаты природных явлений. Эти наблюдения получают в результате задействования различных органов чувств человека с предметами различной природы. Данные ощущений (слуховые, тактильные, зрительные, вкусовые...), полученные в результате эксперимента собираются и сравниваются.

Наблюдение

Наблюдение  даёт возможность получить объективные  результаты, независимо от того кто  проводит этот эксперимент. Существуют большие различие между экспериментом  наблюдения запланированным и экспериментом наблюдения случайным.

Случайные внешние наблюдения - это наблюдения за различными результатами, без попытки определить изначально особые состояния или создания определённых условий, в которых хотели бы проверять наблюдаемого человека в них. Такие случайные наблюдения изначально проводят для исследования общих явлений.  Например,  исследователь, проводя наблюдение за разновозрастной группой детей в детском саду от 3 - 6 лет, выявил, что дети в возрасте 3-х лет показывают отличное поведение от детей - пяти лет. Дети трёх лет играют отдельно друг от друга в игры,  тогда как более взрослые дети,  стремятся к контактам друг с другом. Эти наблюдения открывают проблему социального поведения детей разного возраста, теперь,  наблюдатель может запланировать наблюдение и сконструировать игровую ситуацию, в которой будет наблюдать группы детей разного возраста, сравнивая их поведение. 
 

Планомерные внешние наблюдения

Исследователь изначально выбирает определённую ситуацию, проблему, стоящую перед ним, в  которой он будет наблюдать поведение  человека. Он  изначально определяет в соответствии какой системы, в  каком порядке он будет записывать результаты реакций проверяемых  в эксперименте.

Например, если наблюдатель хотел бы проверить  проблему лидерства в школьном коллективе. Для этого он будет проводить  эксперимент в различных школах, например на большой перемене, рассматривая определённое количество детей в  определенное время, записывая особенности  поведения каждого ребёнка выделяя  поведение, связанное с его темой  проверки - поведение ведущих и  ведомых. Психолог может так же расширить  эти наблюдения с помощью анкетных вопросов приготовленных заранее. Например, сколько времени некий ребёнок  играет самостоятельно, сколько времени  играет с одним или двумя детьми, сколько времени находится в  группе детей, проявляет ли он инициативу - показатель лидерства, - либо он только ожидает действий других, проявляет  ли он в игре властность или покорность, безропотность, агрессивен или терпелив. 

Наблюдения  лабораторные

Есть  эксперименты, которые проводятся в  лабораторных условиях, когда испытуемым предлагается определённая ситуация изначально спланированная. Например, пригласив  ребёнка, определённого возраста для  изучения его поведения в лабораторию  психологии, дают ему определённую, заранее выбранную для него игрушку. Проверяя, как он будет на неё  реагировать возьмёт эту игрушку (реакции быстрые, медленные, влияние  на реакции незнакомой обстановки, застенчивость, осторожность и т.д.) меняет ли он одну игрушку другой, насколько  быстро. Для лабораторных наблюдений модно пригласить несколько детей  в зависимости от поставленной задачи в исследовании данного эксперимента. 

Наблюдения  в естественных условиях.

Наблюдения, проводимые в лабораторных условиях, могут повлиять на факты и несколько  исказить результаты исследований, поскольку  испытуемый находится в непривычных  для него лабораторных условиях. И  во- вторых,  испытуемый, зная, что  он находится, под наблюдением может  вести себя по-другому, нежели в естественных условиях, где его не будет смущать  посторонний взгляд, и он не будет  стараться создать положительное  впечатление на экспериментатора.

Для этого, чтобы избежать неточностей в  эксперименте наблюдения, психологи  стараются создать естественные условия и в этих условиях наблюдать  за человеком.

Например, исследуя некую психологическую  проблему отношений ребёнка в  семье или отношений с другими  людьми, психолог постарается создать  условия для ребёнка приближённые к домашней обстановке, создать определённую игровую ситуацию, играть вместе с  ребёнком, создавая  доверительные  отношения, в процессе эксперимента отвечая на заранее приготовленные вопросы. Свобода и естественные условия дают более точные результаты в проводимом эксперименте.

Арнольд Гезэль достиг цели создания естественных условий с помощью стеклянной, зеркальной стены, через которую можно было проводить наблюдение, с тем, что испытуемый не мог знать, что за ним наблюдают, поскольку изнутри стена была не прозрачна. Так можно было наблюдать за поведением ребёнка, без того, чтобы он чувствовал, что за ним наблюдают, и чтобы он думал, что находится один в комнате. Спрятанный микрофон позволял делать точные записи в эксперименте. 
 
 
 
 

Достоинства и недостатки внешнего наблюдения

До сих  пор психологи убеждены в том, что  внешние наблюдения очень важны и без них сложно обойтись, особенно в  детской психологии. Но с другой стороны внешние наблюдения могут быть не полноценны, если их рассматривать и ограничивать только психологическими наблюдениями. Бесспорно, что внешние наблюдения носят объективный характер, но в тоже время внутренние субъективные переживания человека, не всегда в полной мере можно пронаблюдать, используя метод внешнего наблюдения. Американский психолог Джон Ватсон, утверждал, что следует сократить любые психологические эксперименты за ближним, и не рассматривать человека, как некую машину, которая должна дать определённые качественные результаты в тех или иных заданных условиях эксперимента. Психологическая реакция человека на раздражение (ситуацию) заданную психологом. Поскольку психолог может прокомментировать только внешние данные эксперимента, но у него нет возможности точно знать о внутренних переживаниях человека, таких как страх или беззащитности, любви или симпатии... Частично можно перевести эти переживания и физические реакции, органические изменения, происходящие в теле человека.

Реакции человека на определённые раздражения  во многом зависят от его внутреннего  состояния и в связи с этим могут быть различными. Отсюда важно, для понимания его поведения, знать о внутреннем состоянии  человека в данный момент, объяснить  это состояние не возможно без  помощи  интроспекции или внутреннего  наблюдения.

Например: Испытуемого просят нажимать кнопку в момент загорания красной лампочки, этот эксперимент проводят для определения  быстроты реакции испытуемого. Обычно испытуемый реагирует в соответствии своего личного темпа. Однако возможно, что как раз перед началом  эксперимента испытуемый получил известие о смерти своего близкого друга, что  очень огорчило его.   Теперь, он, находясь в подавленном состоянии, в размышлениях о жизни, теперь, его  реакции в эксперименте  будут  замедленны из-за душевного состояния.

Информация о работе Методы наблюдения в психологии