Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:00, реферат
Цель исследования. Охарактеризовать методы юридической психологии.
Задачи исследования.
- Раскрыть сущность понятия «методы юридической психологии».
- Выявить систему методов юридической психологии.
- Определить содержание методов юридической психологии
- Выяснить практическое значение методов юридической психологии.
Введение.
Актуальность темы. Тема «Методы юридической психологии (система, содержание и практическое значение)» представляет для меня огромный интерес для изучения. Методы исследования юридической психологии используются как в научных, так и в практических целях. Юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках.
Объект исследования. Общественно-правовые отношения, регулируемые методами юридической психологии.
Предмет исследования. Методы юридической психологии (система, содержание и практическое значение).
Цель исследования. Охарактеризовать методы юридической психологии.
Задачи исследования.
- Раскрыть сущность понятия «методы юридической психологии».
-
Выявить систему методов
- Определить содержание методов юридической психологии
-
Выяснить практическое
Степень разработанности темы. Данная тема не нова для российской и мировой теории юридической психологии. Ей посвящено немалое количество печатных трудов, таких авторов как: Баранов П.П., Курбатов В.И., Бондаренко Т. А., Волков В.Н., Янаев С.И., Васильев В.Л., Еникеев М.И., Шиханцов Г.Г., Столяренко О.М. и др. Их труды были использованы в ходе подготовки работы.
Методы исследования. В ходе проведения исследования были использованы методы индукции и дедукции, системный, сравнительно-правовой, технико-юридический и др. методы.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
трех параграфов, заключения и списка
использованных источников.
Любая наука, как известно, прежде всего, направлена на проведение объективного исследования и, следовательно, определение ее основных методов и вспомогательных методик.
Метод
– это путь познания, способ, который
позволяет исследовать предмет
науки. Поэтому методология науки
включает в себя наряду с принципами,
руководящими положениями, научными подходами
еще и систему методов
Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках.
Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии можно разделить на три группы.1
1.
Методы научного исследования. С
их помощью исследуются
2.
Методы психологического
Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.2
Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность – самовнушение, оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.
Манипулятивное
воздействие – это форма
Следует
отметить, что диапазон применения
этих методов в юридической
3.
Методы судебно-
По способам исследования В.Л.Васильев предлагает классифицировать следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, беседа. Но все указанные методы являются методами научного исследования.3Поэтому нам представляется более правомерным рассмотреть классификацию психологических методов исследования Б.Г. Ананьева, широко известную в отечественной психологии. Он выделяет четыре группы методов.
I.
Организационные методы
– сравнительный метод – это сопоставление различных групп исследуемых, отдельных лиц, психических процессов между собой или один и тот же психический процесс, состояние, но в разный период (например, особенности функционирования эмоциональной сферы личности обследуемого лица до, во время и после правонарушения. Этот метод применяется и в юридических дисциплинах;
– лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, позволяет изучить динамику и особенности индивидуального развития (например, психологическое обследование лиц, находящихся в местах отбывания наказания длительное время);4
– комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами, что позволяет устанавливать различия, связи и зависимости между явлениями разного рода, например, при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы аффекта (КСППЭ) различия в подходах психиатров к патологическому аффекту и психологов к физиологическому аффекту.
II.
Эмпирические методы – самая
обширная группа методов
– наблюдение, самонаблюдение, поведенческий портрет;
– экспериментальные методы;
– психодиагностические методы;
– анализ процесса и продуктов деятельности человека;
– методы опроса (анкетирование, интервью, беседа);
– социометрия;
– биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств, контент-анализ);
– метод моделирования направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых моделях (имитирующих эти явления). Моделирование широко применяется и в других областях научного знания. Модель должна отражать самое существенное, что связано с реальным явлением или объектом, в этом заключаются и основные недостатки метода моделирования. Что считать существенным, а что несущественным? Не учитывая в модели то, что кажется несущественным, можно пропустить очень важные элементы. Известны две основные формы моделирования: физическое (реальное явление или объект заменяется физическим объектом – материальным в виде технического устройства (например, зарубки, узелки на память), затем изобретение письменной речи, которые положили начало моделированию памяти, компьютерная техника и система Интернет в настоящее время представляют самые совершенные модели не только памяти, но и других составляющих интеллекта, существует немало разнообразных тренажеров для тренировки в стрельбе, имитации вождения автомобиля, авиа- и космических полетов, вооруженных столкновений и др.) и математическое, при котором реальное явление, событие, объект заменяются системой уравнений, а их решение позволяет, например, построить прогноз в отношении изучаемого явления, известны математические модели в области обучения и др.
III.
Методы обработки полученных
данных. К этим методам относятся
количественный (статистический) и
качественный (дифференциация материала
по группам, вариантам,
IV.
Интерпретационные методы: генетический
и структурный методы. Генетический
метод позволяет
МЕТОДЫ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. С их помощью
изучают психологические
МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ.
Эти методы применяют должностные
лица, ведущие борьбу с преступностью.
Диапазон применения этих методов ограничен
рамками уголовно-
МЕТОДЫ
СУДЕБНО-
Целью их является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.
Основные методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:
метод психологического анализа материалов уголовного дела;
анамнестический (биографический) метод;
Информация о работе Методы юридической психологии (система, содержание и практическое значение)