Методы исследования внутрисемейных отношен

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо науки, будет неполным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Психологические факторы, формирующие внутрисемейные отношения 5
1.2 Методики изучения супружеских отношений 14
II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 24
2.1 Основной метод исследования внутрисемейных отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

2010 Методы исследования внутрисемейных отношений.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

5. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга (и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

6. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

7. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга (и) па современные образцы внешнего облика [7, с. 141].

Приведенная выше методика была проведена с 21 супружеской парой  в возрасте от 18 до 49 лет.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

В процессе раскрытия основной темы нашего курсового проекта: «Психодиагностика межличностных отношений», были исследованы супружеские пары,  в количестве 21 пары.

Результаты исследования представлены в виде диаграммы:

Рис.1  Диаграмма согласованности семенных ценностей

Исследование особенностей межличностных отношений в семье  осуществлялось с помощью методики «РОП». Результаты, полученные в исследовании, приведены в приложении. А их соотношение показано выше на рисунке 1 в виде диаграммы.

Анализируя методику «Ролевые ожидания и притязания», направленную на изучение представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, мы определили, что, как видно из полученных данных, для супружеских пар с различным семейным стажем характерны различные сферы возникновения проблемных взаимоотношений.

Так, для супружеских пар с семейным стажем 1-3 года, в нашем курсовом проекте они были представлены в количестве 9 пар, характерна достаточно высокая степень конфликтности в родительско-воспитательной сфере. То есть один из супругов считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи, при этом другой супруг имеет совершенно другое мнение на этот счет. Стоит отметить, что большинство пар с семейным стажем 1-3 года ещё не имеет детей и возможно, при их появлении ценностные ориентации супругов изменяться.

Сфера внешней привлекательности является самой конфликтной сферой для супружеских пар с семейным стажем 4-6 лет. Об этом говорит то, что один из супругов ориентирован на современные образцы внешнего облика, стремится быть привлекательным, модно и красиво одеваться и ожидает того же от своего супруга, а тот в свою очередь не стремится быть внешне привлекательным.

Для супружеских пар с семейным стажем 7-25 лет проблемной является сфера социальной активности. Проблема состоит в том, что для одного из супругов значимы внесемейные интересы, являющиеся основной ценностью в процессе межличностного взаимодействия супругов. При этом брачный партнер не должен иметь серьезные профессиональные интересы и играть активную общественную роль.

В целом проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что межличностные отношения между разными людьми различаются. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладают разногласия, в сфере, касающейся воспитания детей, у других – в сфере внешней привлекательности. А у более взрослых людей основную проблему составляет сфера социальной активности супруга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если её целью не является прямое решение задач воспитания и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [5, с. 113].

Так же было выявлено, что существует множество методик, исследующих внутрисемейные отношения. Некоторые из них представлены в нашем курсовом проекте. Наиболее эффективная была использована при диагностики межличностных отношений в семье.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что оценка межличностных отношений в семье в каждом отдельном случае должна основываться на точном знании психологических особенностей малых групп. Проведя анализ результатов психодиагностического исследования, мы выяснили, что у супружеских пар с семейным стажем 1-3 года разногласия появляются в родительско-воспитательной сфере, у супружеских пар с семейным стажем 4-6 лет конфликтной является сфера внешней привлекательности, а у пар с семейным стажем 7-25 лет недопонимания возникают в сфере социальной активности.

В целом, проведенное выше экспериментальное исследование межличностных отношений показало, что в зависимости от длительности существования малой группы, в данном случае, семьи, между супругами появляются разногласия в определенной сфере отношений. Таким образом, психодиагностика межличностных отношений может способствовать прогнозированию и предупреждению появления конфликтных ситуаций в малых группах.

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      Бурлачук О.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перенаб., СПб.: Питер, 2004. – 520 с  

2.      Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 2006 г.

3.      Гребенников И.В. Школа и семья. – М., 2001

4.      Изард К. Эмоции человека. – М., 2002 г.

5.      Исаев Д.H. Каган B. C. Психогигиена пола у детей. – Л., 2006.

6.      Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.  Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 2001г. – 254 с.

7.      Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Социальная психология малой группы, М.: Аспект Пресс: 2004. – 460с

8.      Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -СПб Издательство СПб университета, 2002. – 207с.

9.      Кутсар Д. Оценка и самооценка: Сравнительный анализ вступающих в брак, разводящихся и супружеских пар // Исследования по качеству брака: Проблемы семьи, V. – Тарту, 2006.

10. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. – М., 2003.

11. Макаренко А.С. Книга для родителей. Собр. соч. в 8-ми тт. – Педагогический поиск. – М., 2000

12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших  учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС,   1995г. – 315с.

13. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. – М., 2001.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога   в образовании:   Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996г.- 154с.

15. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. НЦП «Психодиагностика», Ярославль, 1992. – 47с.

16. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 2006.

17. Сысенко В.А.– Супружеские конфликты, Москва, 1983г.- 230с.

18. Тавит А. Супружеские отношения и влияющие на них факторы // Вопросы личности супругов и качества семьи: Проблемы семьи, VI. – Тарту, 2004.

19. Элементы практической психологии"; Р.М. Грановская ; Санкт-
Петербург издательство "Свет" 1997. – 175с


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Стимульный материал к методике «РОП».

 

Женский вариант

Мужской вариант

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения–главное в отношениях мужа и жены.

3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Муж–это друг, который разделяет мок интересы, мнения, увлечения.

5. Жена–это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.

7. Самая главная забота жены– чтобы в семье все были накормлены и ухожены.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

11.Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.

13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14.Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом.

14.Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

15.Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

15.Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

16.Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье.

17. Для меня главное–чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

17. Для меня главное–чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.

18.Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

18.Жена – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19.Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

20.Мне нравятся видные, рослые мужчины.

20.Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21.Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть.

21.Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обхожены.

22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.

23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

23.Я люблю заниматься домашними делами.

24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

24.Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

 

 

 


Приложение 2. Таблицы «Согласованность семейных ценностей супругов»

 

1. Фамилия, имя, отчество Леша  Дата исследования 22октября 2006г.

Возраст 23 лет

Фамилия, имя, отчество Залина. Дата исследования 22 октября 2006г. Возраст 20 лет

Семейный стаж 1 год Количество детей 0

Семейные ценности

Интимно-сексуальная

Личностная идентификация

Хозяйственно-бытовая

Родительско-вос питательная

Социальная активность

Эмоционально-психотерапевтическая

Внешняя привлекательность

ШСЦ муж

7

6

10

11

11

13

11

ШСЦ жен

7

7

11

15

10

12

10

ССЦ

0

1

1

4

1

1

1

Информация о работе Методы исследования внутрисемейных отношен