Методы исследования конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Цель работы. Изучение методов и принципов исследования конфликтов.
Задачи:
1. Изучить принципы изучения конфликтных ситуаций.
2. Определить социально-психологические методы исследования конфликтов.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Методологические основы исследования конфликтов ___5
1.1 Философские и общенаучные принципы проведения исследований______________________________________________5
1.2 Методологические принципы исследования конфликтов________8
Глава 2. Методы исследований в конфликтологии_____________10
2.1 Методы психологии в исследовании конфликтов______________10
2.2 Методики изучения конфликтных ситуаций___________________13
Заключение________________________________________________16
Список использованной литературы__________________________17

Работа содержит 1 файл

Методы исследования конфликтов.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     Однако  наблюдение как метод изучения конфликта  имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние  наблюдателя и конфликта. Наблюдатель  становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативное эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

     2. Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

     Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод  позволяет выделять в исследуемых  группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.

     3. Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент – анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание.10

     4. Опрос – в настоящее время  наиболее распространен в изучении  конфликтов и включает разнообразные  шкалы диагностики наличия конфликта  и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.

     Тестовые  процедуры позволяют выявить  избираемые испытуемым стратегии поведения  в конфликтах. В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

     5. Эксперимент. Экспериментальное  изучение конфликта основывается  на моделировании конфликтных  ситуаций, преимущественно в лабораторных  условиях, и фиксировании реакции  человека на эти ситуации. Среди  разработанных экспериментальных игровых процедур – матричные игры, переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры, локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры – ловушки, а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые6 с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, могут не  проявиться в реальных конфликтах. 

     2.2 Методики изучения  конфликтных ситуаций 

     1. Системно-ситуационный анализ –  изучение конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа  используется конфликтная ситуация  – наименьшая целостная, неделимая  часть конфликта, обладающая всеми  его основными свойствами, имеющая  определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. В ходе изучения устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации определенной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспективно (изучение документов, опрос участников и свидетелей конфликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта.

     2. Математическое моделирование. Математическое  моделирование с привлечением  современных средств вычислительной  техники позволяет перейти от  простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает внешние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели11. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов существенно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные математиками описания.

     3. Личностные тесты. Специалисты  используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность личности. К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тестов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты конфликтности личности и определить ее уровень, можно отнести:

  • Тест А. Басса – А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности)
  • Диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
  • Личностный тест Г. Айзека (позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал – «экстраверсия – интроверсия» и «нейротизм – стабильность)
  • 16-факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликтность – скрытность, практичность, жестокость, суровость, честолюбие и пр.)
  • Шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности)
  • Методика «Q – сортировка» Х. Залена – Д.Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы) и др.

     Личностные  тесты используются в исследовательских целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но в строгом смысле не являются методами изучения самого конфликта.

     В современной конфликтологии традиционно  большее внимание уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: методика кейс – стадии – изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов; экспертный опрос – опрос компетентной группы лиц; метод изучения фокус групп12.

     Сложность явления конфликта, и разнообразие подходов определяют и разнообразие методических подходов и приемов  изучения конфликта.

 

     Заключение 

     Своевременная диагностика конфликтов имеет важное значение как для профилактики, так  и для конструктивного разрешения. Кроме того, специалист нуждается  в методах и методиках выявления  и оценки конфликтов в интересах  их исследования. Поэтому осуществленные исследования позволяют сделать выводы с точки зрения полезности разнообразных методов исследования конфликтов.

     Так можно выделить, что конфликтология на данный момент развития, как науки, с целью изучения конфликтов может  применять разнообразные опросники, тесты и методики. Например, методика Т. Лири, тест Басса – Дарки, 16-факторный опросник Кеттелла, шкала реактивной и личностной тревожности, методика «Q – сортировка» и др.

     При этом применяются также такие  методы изучения конфликтов, как наблюдение, социометрия и ее модификации; модульная методика: цветовой тест отношений; ретроспективный анализ конфликтов; изучение документов; различные типы опросов; эксперимент.

     При применении методов изучения конфликтов возникает необходимость применения определенных философских, общенаучных и конкретно-научных принципов. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требований основных законов и категорий диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода, объективности.

     Методологическими принципами самой конфликтологии выступают  принципы: междисциплинарности; преемственности; эволюционизма; личностного подхода.

     Применение  методов в купе с принципами исследования дают гарантию эффективного и своевременного предупреждения конфликтов.

 

     Список  использованной литературы 

  
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник  для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
  2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2007. – 216с.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.
  4. Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. – 302с.
  5. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 445с.

Информация о работе Методы исследования конфликтов