Методы и приёмы на уроках самопознания. Упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

В 2010 году казахстанцы получили настоящий подарок: в детские сады, школы и вузы республики пришел новый предмет – «Самопознание». Девять лет эксперимента показали, что учителями, методистами, учеными разработана уникальная методика, которая по крупицам собиралась в процессе научного поиска, педагогических открытий, семинарских дебатов. В результате создана уникальная методическая система, которую, если говорить образно, можно рассматривать как инструмент для талантливого мастера, каковым является учитель. Каковы же будут основные черты урока, построенного в соответствии с апробированными в педагогических мастерских приемами?

Работа содержит 1 файл

Реферат самопознание.docx

— 24.00 Кб (Скачать)

Западно - Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова

 

 

 

 

 

 

                                Реферат

                                   По самопознанию.

На тему: Методы и приёмы на уроках самопознания. 

                                    Упражнения.

 

 

 

                                                     Подготовила: Петрушкевич Л.

 

 

 

 

                         Уральск - 2013

      В 2010 году казахстанцы получили настоящий подарок: в детские сады, школы и вузы республики пришел новый предмет – «Самопознание». Девять лет эксперимента показали, что учителями, методистами, учеными разработана уникальная методика, которая по крупицам собиралась в процессе научного поиска, педагогических открытий, семинарских дебатов. В результате создана уникальная методическая система, которую, если говорить образно, можно рассматривать как инструмент для талантливого мастера, каковым является учитель. Каковы же будут основные черты урока, построенного в соответствии с апробированными в педагогических мастерских приемами?

     Прежде всего, урок самопознания отличается от других школьных дисциплин своей структурой. Он начинается с традиционного Круга радости, где учитель и учащиеся тепло приветствуют друг друга. Методический смысл Круга радости заключается в том, чтобы каждый чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский коллектив, где пользуется доверием и сам доверяет другим. Однако здесь важен не просто эмоциональный настрой: каждый урок самопознания начинается с поэтических строчек, содержание которых созвучно теме урока. Стихотворные произведения помогают учащимся создать свой образ темы, настроиться на нее. Атмосфера начала урока очень важна для полноценного, доверительного диалога учителя и учеников.

          Почему именно диалога? Да потому что урок самопознания всегда строится на принципах интерактивной методики. Учитель здесь – собеседник, партнер, наставник, модератор, оппонент и единомышленник. Он создает условия для того, чтобы каждый мог высказывать свое мнение, отстаивать свою жизненную позицию, проявлять себя в творчестве и совершать свои открытия.

       В начале урока важно обозначить проблему. Она выявляется либо через вопросы, раз­мещенные в рубрике «Беседа», либо через тексты, представленные в рубрике «Чтение». Реже введение в проблему начинается с выполнения задания. Важнейшей особенностью урока самопознания является собственный поиск учащимися ответов на ключевые вопросы темы, поэтому знакомство с учебной информацией производится после определенного этапа учебной деятельности с целью систематизации или уточнения выводов, самостоятельно сделанных учащимися.

          Остановимся на роли чтения в решении задач урока. В чем его смысл для учащихся? Прежде всего, в возможности понять нравственную основу поступка, увидеть многогранность отношений человека с другими людьми и окружающим миром. Тексты для чтения – художественного, публицистического, научно-популярного характера – подобраны так, чтобы учащиеся могли выявить проблему урока и озадачиться ею. С этой целью часто предлагаются притчи, ведь именно в них содержится глубокий поучительный и философский смысл того, что делает человек. Широко используются произведения казахстанских авторов, отрывки из классических художественных произведений, творчество современных писателей, материалы газет и журналов.

     Чтобы учащиеся учились слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать, применяется прием «Рассказ учителя (ученика)», причем имеют место различные виды пересказа произведения: с остановкой, с элементами инсценировки.

        Материал для чтения следует рассматривать еще и как носитель учебной информации, ведь в содержании художественных, публицистических, научно-популярных, философских произведений живут идеи, осмысление которых ведет к обретению истины. Часто текст для чтения является убедительной иллюстрацией к теме урока, что способствует ее образному восприятию.

         Поиску истины помогает и работа с репродукцией. Это еще один очень важный методический прием. Он основан на анализе произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, репродукции или фотографии которых представлены в учебнике. Попытка понять замысел художника, его чувства, отношение к изображаемому – интересная задача для ученика, который в таком виде деятельности приобщается к прекрасному, развивает свой эстетический вкус. Это один из способов понять себя и мир вокруг. Искусство художников образно представляет вечные человеческие ценности, побуждает учащихся к собственному творчеству, которое является неотъемлемым условием самопознания.

         Практически все задания на уроках носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему, дать добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы…

     Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества.

         Особую роль в постижении программного материала играет проектная деятельность. Ее элементы вводятся уже в начальной школе и в классах основной ступени. Однако работа над долгосрочными проектами предусмотрена с 9 класса. Задача учителя – создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности. Важно помочь старшеклассникам определить для себя цель исследования, то есть понять, для чего необходим такого рода поиск.

          В процессе реализации проекта, то есть собирания материала, его осмысления, клас­сификации, учитель выступает координатором, наблюдателем, консультантом, а возможно, и непосредственным участником.

      Образовательный потенциал проектной деятельности создаёт у учащихся образ целостного знания, повышает мотивацию к получению дополнительных сведений, развивает исследовательские и творческие способности личности, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, стремление следовать в жизни гуманистическим ценностям.

          На практике проектная деятельность поможет учителю использовать деятельностно ценностный и личностно ориентированный подходы к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное – раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя. На уроках самопознания предусмотрено разнообразие видов деятельности. Для осуществления перехода от одного вида деятельности к другому применяются специальные приемы. Например, «Наедине с собой», где ученики получают возможность осмыслить свое личностное «Я», проанализировать внутренне состояние. Этот прием благотворно влияет на человека, развивает воображение и обычно используется, когда необходимо перевести ребят на новый уровень осмысления материала. С этой целью, наряду с речью учителя, применяется также соответствующий аудиоряд (классическая музыка, звуки природы и т.д.).

        «Минутка тишины» – методический приём релаксации. В тишине человек успокаивается, лучше осознает свои чувства и эмоции. Учителю рекомендуется при выполнении данного упражнения обратить особое внимание на позу ученика, его умение расслабиться.

        На уроке самопознания активно применяются игры, разминки, ведь важно создать здоровую атмосферу, поддержать в учениках бодрость духа, дать им эмоциональный заряд для всей последующей учебной деятельности. В этом – глубокий гуманистический смысл приемов.

        Особо следует сказать о работе с Тетрадью ученика. В ней предусмотрены задания для индивидуальной деятельности, отражены этапы работы над проектом в девятом классе и на старшей ступени. Некоторые можно использовать на уроке по усмотрению учителя, определенная часть заданий оптимальна для выполнения дома. Подчеркнем, что домашнее задание должно выполнять не формальную роль, а служить возможностью для ученика продолжить осмысление темы, обсудить ее с родными. Результаты домашнего творчества можно рассматривать как необходимое связующее звено между двумя уроками по одной теме.

         Очень важным методическим приёмом на уроке самопознания является упражнение. Здесь раскрывается и творческий потенциал учащихся, и их проблемы. Упражнение помогает для более точной диагностики развития ребёнка. Рассмотрим некоторые из них:

  • Разогревающее упражнение: «Я громко, мы – тихо». Каждый поочередно кричит громко: «Я» и тихо индивидуально или группой «Мы».
  • Упражнение: «Кто самый...».  Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем друг – друга. Ведущий называет по очереди качества человека: Кто самый ... умный, красивый и так далее. Все остальные показывают на кого-то из группы, того, кого они считают соответствующему этому качеству.

Рефлексия: почему выбор падал на тех или иных людей; как часто  кого выбирали; почему одних выбирали часто, а других ни разу.

  • Упражнение: «Никто не знает, что я...» Ведущий говорит: У меня в руках игрушка, сейчас вы будете бросать, кому-либо из участников и при этом называть две вещи, которые я знаю о нем. Тот, кто поймал, должен будет ответить: «Да это так (если это действительно так или отказаться, если это неправда), но никто не знает, что я ...» и называет несколько вещей, которых о нем никто не знает.

Обсуждение: Трудно ли было говорить в круг, то что никто не знает никто.

  • Упражнение: «3 стула». В центр круга ставится три стула, один впереди, два чуть позади, вызывается один доброволец. Он садиться на первый стул, напротив которого сидит ведущий, участники садятся на стул позади и говорят, начиная с личного местоимения, предполагаемые определения человека. (Я – симпатичный, я люблю выпить и так далее). Человек, сидящий впереди может согласиться с этим – Да, я ... (точно повторив формулировку), либо не согласиться – Нет, я не ...

Рефлексия: было ли тяжело или неприятно  слышать о себе мнения людей; как  себя чувствовали при выполнении упражнения.

  • Упражнение на поддержку: «Руки на плече».

Образуются два круга, участники  внутреннего сидят, а внешнего стоят  за их спинами, положив руки на плечи. Внешний круг двигается по сигналу  ведущего. Задача участников внешнего круга тихо и искренне, на ушко, говорить комплименты людям, сидящим во внутреннем кругу. Внутренний круг сидит с закрытыми  глазами и не комментирует. При  переходе от человека к человеку руки переставляются таким образом, чтобы  ни один из сидящих во внутреннем круге  не оставался на секунду без руки на плече. Потом внешний и внутренний круги меняются ролями.

  • Упражнение «Кто я?». Каждый участник получает лист бумаги, ему необходимо написать 10 пунктов определения самого себя. Подписывать не нужно. Потом ведущий собирает бумажки перемешивает и зачитывает их. Участники пытаются угадать, кому принадлежит то или иное определение.
  • Упражнение: «Зеркало». Каждый участник по очереди берет в руки большое зеркало и в течение 2 – х минут говорит о себе только хорошее. Рефлексия участника ведущими сразу, что говориться, не отходя от кассы.
  • Прощание разными частями тела»: Ведущий показывает какое – то необычное прощание руками, носами, и так далее. Задача участников попрощаться таким способом с максимальным количеством людей. Потом следующая часть тела. Всего минут 3-5.

С учетом специфики предмета, его  целей и задач предполагается применение различных видов нестандартных  уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Это уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки на природе, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры…

        Однако ни разнообразные формы, ни уникальные методические приемы сами по себе не способны сделать урок живым, запоминающимся, душевным… Жизнь в этот удивительный творческий процесс может вдохнуть лишь учитель.


Информация о работе Методы и приёмы на уроках самопознания. Упражнения