Методы и методологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:54, доклад

Описание работы

подходы

Работа содержит 1 файл

методологии и методы 3 сем..doc

— 110.00 Кб (Скачать)

1.Психодинамический  подход.

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под  названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой  психодинамического направления в  психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.

Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном  осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная  симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд — Freud S.). Наиболее известными являются:

Аналитическая психология (Юнг — Jung С. G.)

Индивидуальная психология (Адлер — Adler А.)

Волевая терапия Ранка (Rank О.)

Активная аналитическая  терапия Штекеля (Stekel W.)

Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

Гуманистический психоанализ (Фромм — Fromm Е.)

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании  природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах  основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение  имеют человеческие инстинктивные  импульсы, их выражение и трансформация  и, что наиболее важно, их  подавление, посредством которого  удается избежать болезненных  чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое  подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства  является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни  неправильного психосексуального  развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в  сопротивлении выявлению эдипова  комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том,  что, по существу, мы имеем дело  с борьбой между биологическими  внутренними импульсами (или инстинктами  — Ид) и выступающим в роли  защиты по отношению к внешней  реальности Эго — в общем  контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность  концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой  психические феномены, так же  как и поведение, бесспорно,  не изменяются случайно, а связаны  с событиями, которые предшествуют  им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения  и лечебный процесс в психодинамической  психотерапии своей конечной целью  имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в  возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно  сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные  ассоциации пациента и анализ психотерапевтом  реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается  четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ. 

2.Фрейд и история появления психоанализа.

 Зигмунд Фрейд  (Freud) родился 6 мая 1856 года в  австрийском городке Фрейберге.  Он был первым сыном сорокалетнего  торговца шерстью Якоба Фрейда от его второго брака с двадцатилетней Амалией. Говорили, что мальчик родился "в сорочке". Мать с самого рождения уверовала в великое будущее своего первенца и назвала его Зигмундом в честь популярного героя моравских легенд. Семья Фрейда долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду в это время было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.

Они сообщили о своих  наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien über Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает, тем не менее, оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями.

По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола.

Это приводит к соперничеству  с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название «эдипов комплекс». Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви.

Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при  развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики, как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения.

Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия.

Фрейд обнаружил, что  принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык.

Во время сна  детские бессознательные сексуальные  желания пытаются выразить себя в  форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя «цензура», которая ослабляет или  искажает проявления бессознательных  желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса. 

3.Бихевиоризм, необихевиоризм

 
Бихевиоризм (англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс, Б.Скиннер). 
 
Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция - смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. 
 
Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связна с потоком "внутренних событий", в которой могут происходить "психические процессы", на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или "внутреннего" - есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. 
 
Основными задачами классического бихевиоризма являлись: изучение поведения, управление им, его моделирование, адаптация, приспособляемость к окружающим условиям, выработка навыков (постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта). 
 
Необихевиоризм 
(Э. Толмена) рассматривал формулу поведения, включающую не два, а три члена: стимул - промежуточная переменная - реакция. Под промежуточной переменной понимаются недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Э.Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение предваряют познавательные (когнитивные) карты, ожидания и гипотезы - именно они служат регулятором действия. 
 
Работы бихевиористов обогатили психологию правилами об общих нормах выработки навыков, о роли подкрепления, о динамике перехода от одних форм поведения к другим.

4.

Первичными данными  психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые  из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальта, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

— Карл Дункер[1].

Гештальтпсихология  возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология  обязана своим появлением немецким психологам Максу ВертгеймеруКурту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Информация о работе Методы и методологии