Методы и формы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Педагогика нужна всем, писал замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский, выражая требование времени и тот огромный интерес, который вызывает у нас разговор о воспитании детей.1 В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем как вырастить его здоровым и физически развитым, обогащенным духовно и нравственно, подготовленным к жизни. Не обойтись здесь без научных педагогических знаний о новых методах и формах воспитания. Ведь еще А.С. Макаренко заметил, что «Отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Сущность методов воспитания и их классификация.……………..…………4
2. Характеристика общих методов воспитания.…………...……………………9
3. Формы воспитания………………………………………………....................18
Заключение………………………………………………………………….……23
Список литературы………..……

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия  являются совместные переживания, преимущественно  социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным  средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Для успеха дела, использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель  должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие словом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно  оценивать положительно: вряд ли нужно  устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовь с первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должна быть воспитанность и культура учителя.27

 

 

Заключение

 

В результате написания контрольной  работы на тему: «Методы и формы  воспитания» можно подвести следующие выводы:

1) методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков;

2) существует классификация методов  воспитания, которая, однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;

3) выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;

4) форма воспитания – организационная структура,педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;

5) формы воспитания, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).

В реальных условиях педагогического  процесса методы и формы выступают  в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод и форма может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами и формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

В заключение хочется отметить: с  древних времен люди понимали значимость воспитания, и главное, чтобы каждый помнил слова Древнегреческого философа Эпиктета «Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек»

 

 

Список литературы

 

1 Бордовская, Н.В. Педагогика. / Реан А.А. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство «Питер»,2000

Педагогика: учебник для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко  и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008

Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. –  м., 2002

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999

Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998

 

[1] Диалоги о воспитании: книга для Родителей / под ред.  В.Н. Столетова; Сост. О.Г. Свердлова.  – 3-еизд., доп. – М.: Педагогика, 1985, с. 11.

[2] Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002, с.551.

[3] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред.  Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби,  изд-во Проспект, 2008, с.128.

[4] Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999, с. 179

[5] Педагогика / под ред.  Ю.К. Бабанского. – М.,1988, с. 144 

[6] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред.  Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби,  изд-во Проспект, 2008, с.128. 

[7] Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999, с. 180-181

[8] Педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Издательский центр  "Академия", 2002, 343-344

[9] Бордовская., Н.В. Реан  А.А. Педагогика.  Учебник для вузов  ¾  СПб:  Издательство  « Питер»,2000, с. 40

[10] Педагогика: учебник  для студентов педагогических  вузов и педагогических колледжей  / под ред. П.И. Пидкасистого. –  м.: педагогическое общество России, 2002, с.558

[11] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред.  Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби,  изд-во Проспект, 2008, с.131

[12] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред.  Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби,  изд-во Проспект, 2008, с.132-133

[13] Педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Издательский центр  "Академия", 2002, с. 350-351

[14] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.135

[15] Там же с. 136

[16] Педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Издательский центр  "Академия", 2002, с. 354

[17] Педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Издательский центр  "Академия", 2002, с. 356

[18] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.137

[19] Макаренко А. С.  Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.

[20] Педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, с. 357-358

[21] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред.  Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби,  изд-во Проспект, 2008, с.138

[22] Педагогика: учебник  для студентов педагогических  вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002, с.572

[23] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред.  Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби,  изд-во Проспект, 2008, с.144

[24] Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998, с. 116

[25] Болдырев Н.И. Методика  воспитательной работы в школе.  – М., 1984, с. 54

[26] Селиванов В.С. Основы  общей педагогики: Теория и методика  воспитания. – м., 2002, с. 307

[27] Педагогика: учебник  / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.146

1 Диалоги о воспитании: книга для Родителей / под ред. В.Н. Столетова; Сост. О.Г. Свердлова. – 3-еизд., доп. – М.: Педагогика, 1985, с. 11.

2 Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002, с.551.

3 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.128.

4 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999, с. 179

5 Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988, с. 144

6 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.128.

7 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999, с. 180-181

8 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, 343-344

9 Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика.  Учебник для вузов ¾  СПб:  Издательство  « Питер»,2000, с. 40

10 Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002, с.558

11 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.131

12 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.132-133

13 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, с. 350-351

14 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.135

15 Там же с. 136

16 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, с. 354

17 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, с. 356

18 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.137

19 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.

20 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, с. 357-358

21 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.138

22 Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002, с.572

23 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.144

24 Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998, с. 116

25 Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984, с. 54

26 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002, с. 307

27 Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.146


Информация о работе Методы и формы воспитания