Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:30, реферат
Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
«
10 баллов | – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек |
8-9 баллов | – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – ребенок не
справился с выполнением |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Следующий
набор методик предназначается
для изучения внимания детей с
оценкой таких качеств
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор
в этой методике дает ребенку задание
искать и разными способами
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов | – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. |
8-9 баллов | – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла |
6-7 баллов | – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла |
4-5 баллов | – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. |
2-3 балла | – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. |
0-1 балл | – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. |
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так
10 баллов | – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1. |
8-9 баллов | – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. |
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом
1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
2
Кривая, представленная линией типа
Это график низкопродук
3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания
4
Кривая, изображенная с помощью
линии –––– Является графиком
сред-непродуктивного, но
5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания
6-7 баллов | – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3. |
4-5 баллов | – все точки
графика располагаются в |
3 балла | – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5. |
10
баллов |
-- продуктивность
внимания очень высокая, |
8-9 баллов | – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. |
4-7 баллов | – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. |
2-3 балла | – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. |
0-1 балл | – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. |
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя
это задание в течение двух
минут, а общий показатель переключения
и распределения его внимания определяется
по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N
– количество геометрических
фигур, просмотренных и
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов | – показатель S больше чем 1,00. |
8-9 баллов | – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. |
6-7 баллов | – показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. |
4-5 баллов | – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. |
0-3 балла | – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Информация о работе Методы диагностики познавательных процессов дошкольников