Методы диагностики познавательных процессов дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Работа содержит 1 файл

3-6posn.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     Выводы  об уровне развития

     10 баллов – очень высокий. 

     8-9 баллов – высокий 

     4-7 баллов – средний. 

     2-3 балла – низкий.

     0-1 балл – очень низкий.

 

Методика  «Чем залатать коврик?»

      Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

     Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?»  Оценка результатов

     «

10 баллов – ребенок справился  с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания  за время свыше 60 сек.

     Выводы  об уровне развития

     10 баллов – очень высокий. 

     8-9 баллов – высокий. 

     4-7 баллов – средний. 

     2-3 балла – низкий.

     0-1 балл – очень низкий.

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

     Следующий набор методик предназначается  для изучения внимания детей с  оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться  отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

 

Методика 5. «Найди и  вычеркни»

     Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

      Рис 5 Матрица с  фигурками к заданию  «Найди и вычеркни»  для детей от трех до четырех лет

 

     

     Рис 7 Матрица с фигурками  к заданию «Найди и вычеркни» для  детей в возрасте от четырех до пяти лет

     «Сейчас мы с тобой поиграем в такую  игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

     В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз  подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

     Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

     Обработка и оценка результатов

      При обработке и оценке результатов  определяется количество предметов  на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

     где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

     N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

     t – время работы;

     n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

     В итоге количественной обработки  психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть  показателей, один – для всего  времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

     По  всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
 

     Устойчивость  внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов – все точки  графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки  графика расположены в двух зонах  наподобие кривой 2.

     

     Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и  устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

     На  графике представлены различные  зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в  результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

     1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

     2 Кривая, представленная линией типа  Это график низкопродук тивного,  но устойчивого внимания

     3 Кривая, изображаемая посредством  линии типа – – – – –.  Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

     4 Кривая, изображенная с помощью  линии –––– Является графиком  сред-непродуктивного, но неустойчивого  внимания

     5 Кривая, изображенная линией –  – – – –. Представляет график  среднепро дуктивного и крайне  неустойчивого внимания

6-7 баллов – все точки  графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов – все точки  графика располагаются в четырех  разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
3 балла – все точки  графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

     Выводы  об уровне развития

10

баллов

-- продуктивность  внимания очень высокая, устойчивость  внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

 

Методика  «Проставь  значки»

     Тестовое  задание в этой методике предназначено  для оценки переключения и распределения  внимания ребенка. Перед началом  выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

      Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: 

     где S – показатель переключения и распределения внимания;

     N – количество геометрических  фигур, просмотренных и помеченных  соответствующими знаками в течение  двух минут;

     n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

     Оценка  результатов

10 баллов – показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов – показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
     

     

     Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»

4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

     Выводы  об уровне развития

     10 баллов – очень высокий. 

     8-9 баллов – высокий. 

     6-7 баллов – средний. 

     4-5 баллов – низкий.

     0-3 балла – очень низкий.

 

Методика «Запомни и расставь точки»

Информация о работе Методы диагностики познавательных процессов дошкольников