Методика наблюдения за жизнью аквариума

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:43, доклад

Описание работы

Аквариум – не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг. Это действующая модель природного водоёма. Аквариум предназначен для содержания и развития водных животных и растений, а также для наблюдения за их жизнью и развитием.

Содержание

Введение 3
Наблюдение за рыбкой 4
Организация наблюдения 6
Дополнение к методике 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

Методика наблюдения детьми за жизнью аквариума.doc

— 53.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Методика  наблюдения детьми за жизнью аквариума 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 1 курса

Очной формы обучения

Группа  Ю 101-Д

Стахеева  О.С. 
 

     Содержание 

Введение          3 

Наблюдение  за рыбкой        4 

Организация наблюдения       6 

Дополнение к  методике       8 

Список литературы        9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Аквариум  – не просто красивая вещь, удовлетворяющая  эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг. Это действующая модель природного водоёма. Аквариум предназначен для содержания и развития водных животных и растений, а также для наблюдения за их жизнью и развитием.

Как сделать, чтобы интерес детей к обитателям природного мира не угасал и чтобы к концу учебного года любой малыш мог бы стать настоящим, компетентным экскурсоводом по уголку природы? 
Решить эту задачу поможет правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями. 
Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.

     Цель  методики заключается в том, чтобы  уточнить представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле — спинке, боках, брюшке и хвосте — плавники; рыбы живут в воде. Научить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуей, живут в воде).

Дать детям  сведения о рыбке (среда обитания). Укреплять интерес к рыбке, наблюдению и уходу за ней.  Уточнить и дополнить знания детей об уходе за рыбками (кормить сухим кормом и червяками, вылавливать из аквариума только сачком, в аквариум доливать чистую воду). Ввести в словарь детей слова: чешуя.

     Подготовка  к занятию: Приготовить таз с водой, сачок, кормушку, живой корм, аквариум с рыбкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наблюдение  за рыбкой. 

     Цикл  наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов.

Этап  первый. Где живет  рыбка?

В наблюдениях  этого этапа дети выясняют и словесно формулируют, что рыбка живет  в аквариуме. Это целый водный мир — маленькая модель озера  или пруда (именно озера, а не моря, где вода соленая). Дно в аквариуме песчаное (или из мелкой гальки). Там растут водоросли. Кроме рыбки, в аквариуме живут улитки.

Этап  второй. Опиши рыбку

Задача этого  этапа — сосредоточить внимание детей на внешнем виде рыбки: как  она выглядит? У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит; плавники. Есть ли у рыбки лапы, как у кошки или собаки? Крылья, как у птицы? Нет. 
Рыбка живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. Дети могут сосчитать, сколько плавников у рыбки: например, два грудных, один спинной, хвостовой. Есть ли у рыбки голова? А шея? Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы вода ее обтекала, и рыбке было легко двигаться. Даже чешуйки, которыми она покрыта, плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения. Поэтому говорят, что тело рыбки имеет обтекаемую форму. Такую же форму ученые-конструкторы придают подводным лодкам, чтобы они могли передвигаться под водой. Этому они научились у рыбки.  
Если смотреть очень внимательно, можно увидеть, что по телу рыбки проходит ряд чешуек, который по цвету отличается от остальных. Это боковая линия. С ее помощью рыбка ощущает малейшие колебания воды.

На этом же этапе  необходимо акцентировать внимание на слове «чешуя», ввести это понятие  в словарный запас детей.

Этап  третий. Как двигается  рыбка?

Дети уже знают, что рыбка передвигается в  воде при помощи плавников. Грудные  плавники служат рыбке веслами — загребают воду, а хвост (хвостовой плавник) — рулем: нужно рыбке повернуть направо, она загибает хвостовой плавник налево и разворачивается. 
Рыбка может плавать во всех направлениях: вверх, вниз, вправо, влево. Как она обычно плавает — быстро или медленно? Когда рыбке нужно плыть быстро? Когда она торопится схватить корм или когда спасается от опасности. В аквариуме опасностей нет, но рыбка может чего-нибудь испугаться и тогда резко срывается с места.

Этап  четвертый. Что делает рыбка в аквариуме?

Вопросы этого  этапа покажутся детям несложными. Они легко ответят, что рыбка  в аквариуме плавает, дышит, ест, застывает в воде на некоторое  время, очищает кишечник.  
Можно обратить внимание детей, как рыбка двигает жабрами. При помощи жабр рыбы дышат. Жабры похожи на маленькое сито: рыбка втягивает в рот воду и с силой выталкивает ее через жабры. Свежая струя омывает жаберные пластинки, и нужные вещества поступают в организм рыбки. 
Старшим детям можно рассказать, что рыбки, как и люди, дышат кислородом. Только человек получает кислород из воздуха, а рыбка — из воды. Кислород извлекается из воды при помощи жабр. Поэтому «носа» у рыбки нет: он ей не нужен.

Этап  пятый. Как заботиться о рыбке?

Во время наблюдений этого этапа дети должны вспомнить, что делает рыбка в аквариуме. Тогда они смогут сформулировать, как нужно о ней заботиться: кормить, прокачивать через воду воздух, чтобы в воде было достаточно кислорода. Воду нужно время от времени менять, а аквариум — чистить.  
Содержать стенки аквариума чистыми помогают улитки. Но если грязи накопилось много, улиткам с ней не справиться. Грязь скапливается от остатков корма, от экскрементов. В грязной воде резко падает содержание кислорода, размножаются микробы, и рыбка может заболеть или задохнуться.  
Нужно показать детям, как кормить рыбку: сколько корма можно сыпать и когда это делать; как включать устройство для прокачивания воздуха. 
Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи — обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.
 
 
 
 
 
 

Организация наблюдения.

1. Наблюдаемый  объект должен быть доступен  для восприятия каждому ребенку,  участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает сколько детей могут одновременно участвовать в работе, и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте — рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума — не более пяти человек.

2. Словесная  информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие  любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) — от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение  строится по определенной структуре:  начало, основная часть и заключительная  часть. 

Перед началом  наблюдений необходимо собрать детей  и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

— призыв вместе посмотреть что-то интересное; 
— ласковая интригующая интонация; 
— загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая —  основная — часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2—3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть  наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации. 
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием. 
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться: продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта; убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей; настроить правильную подсветку и так далее. 
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Дополнение  к методике.

     Рассматривание  аквариума с рыбками. 

     Цель: Уточнить представления детей о  внешнем виде рыб: теле продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают. Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налито вода). Сформировать понятие «рыбы» - это животные, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами. Учить сравнению по памяти. Оживить интерес к аквариуму.

     Организация наблюдения: Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель  заранее подготавливает цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.

     Ход наблюдения: Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известны детям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или «Почему всех их называют одним словом - рыбы?» При затруднении задает вопросы: «Где живут? Как передвигаются? Чем покрыто тело?»

     Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки  живут в аквариуме.

     Обращает  внимание детей на жаберные крышки у рыб - под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож: наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?»

     В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или  пруд, в нем все как в настоящем  большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.

     Можно спросить, кто еще живет в наших  прудах, озерах: какие рыбы или другие животные.  Вызвав, таким  образом, интерес  к новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Русаков А.Г. «Аквариум – это просто»,

       Москва «Аквариум – Принт» 2009 г.

2. Н. Шарманджиева, Л. Марысаева «Учимся наблюдать», Элиста, 2010г.

Информация о работе Методика наблюдения за жизнью аквариума