Методика как игровая оболочка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:04, статья

Описание работы

Возможно также использование методики «Царство-государство» в качестве игровой оболочки на занятиях по психологии общения или в качестве одного из упражнений в тренинговой группе.
Правила и сюжет игры могут меняться в соответствии с конкретными целями и задачами занятия или этапа тренинга.

Работа содержит 1 файл

Игра ЦАРСТВО ДЕВОЧЕК И ГОСУДАРСТВО МАЛЬЧИКОВ.doc

— 29.00 Кб (Скачать)
 

МЕТОДИКА  КАК ИГРОВАЯ ОБОЛОЧКА

Возможно также  использование методики «Царство-государство» в качестве игровой оболочки на занятиях по психологии общения или в качестве одного из упражнений в тренинговой  группе.  
Правила и сюжет игры могут меняться в соответствии с конкретными целями и задачами занятия или этапа тренинга. Тем не менее основная специфика сохраняется: участникам взаимодействия предоставляется игровая ситуация, сюжет и развитие которой зависят от действий самих участников. Перечислим некоторые из возможных вариантов.

Игра  «Царство девочек  и Государство  мальчиков»

Она проводилась  автором с детьми 7–8 лет: 4 девочками  и 3 мальчиками. Однако сама игра имеет  значительно больший возрастной диапазон и может быть использована и с детьми подросткового возраста.  
Проведение игры может быть целесообразно как в качестве развивающей (включенной в общую канву занятий по психологии общения), так и в качестве коррекционной, при наличии в мини-группе конфликтов между мальчиками и девочками. Автором эта игра проводилась в качестве развивающей. Однако в процессе игры (она проводилась в течение двух занятий) выявилось и разрешилось немало скрытых противоречий, существовавших между мальчиками и девочками данного класса. 
Перед началом игры девочкам и мальчикам выдается по одному листу бумаги (формата А3), которые могут быть склеены по желанию игроков в процессе или в конце игры, но только после обустройства каждого государства в отдельности. Психолог может внести предложение об «объединении государств», но решение принимают сами дети.  
Цель игры «Царство девочек и Государство мальчиков» — создание условий для самовыражения обеих групп (с акцентом на половой идентификации участников) и налаживания контакта между ними. В ходе обустройства государств участникам предлагалось: 
— построить государство с учетом того, что здесь живут именно мальчики (именно девочки): что нравится мальчикам, что интересно именно им, как может выглядеть государство мальчишек (девчонок) и т.д.; 
— перечислить особенности и достоинства своего государства, а затем обратить внимание на особенности и достоинства государства соседнего, перечислить, что в нем нравится, что кажется непонятным и т.д. 
Психолог сопровождает процесс обустройства государств, задает вопросы, обращает внимание участников на особенности и достоинства соседнего государства, а также напоминает о возможности вступить во взаимодействие с соседним государством. Как правило, после обеспечения необходимого уровня безопасности, после ознакомления с соседним государством и обсуждения его достоинств ребята соглашаются на объединение. Если этого не происходит, значит, имеет место определенный уровень недоверия, и задачей психолога на данном этапе является не стимулирование к взаимодействию, а обеспечение безопасности участников. 
После склеивания листов психолог сопровождает взаимодействие так же, как это было описано выше (комментирует, задает вопросы, напоминает о возможности контактов между государствами): «Между вашими государствами могут быть деловые отношения. Вы можете торговать друг с другом, вместе строить что-то или просто ходить друг к другу в гости. Посмотрите, что вам нравится в соседнем государстве. Вы бы хотели там побывать? Или, может, вы хотели бы что-то получить — то, что есть у соседей и чего пока нет у вас? Или, может быть, вы сами могли бы поделиться чем-то с девочками (мальчиками)? 
По ходу игры выявляются противоречия и «подводные камни», существующие в отношениях данной группы детей.  
В нашей игре было высказано немало претензий и проведено несколько переговоров, прежде чем стороны пришли к взаимоприемлемым и взаимовыгодным решениям и продуктивному взаимодействию. Мальчишки и девчонки обсудили условия, при которых в государства допускаются туристы соседней страны, стали обмениваться ценностями (мальчики подарили девочкам изобретенные ими виды транспорта, а девочки мальчикам — волшебные растения, произрастающие в их царстве).

Игра  «Контракты»

Эта игра имеет  соревновательный характер и особенно рекомендуется для малых групп  детей (от 4 до 8 человек старше 9 лет) с повышенной конфликтностью и агрессивностью. Дети слушают инструкцию, затем каждый на своем листе бумаги начинает обустраивать свое государство. Если есть желающие построить одно государство на двоих или на троих, образовавшейся паре выдается один лист, троим объединившимся участникам можно выдать два склеенных листа. 
После того как основное обустройство государств произошло, объявляется цель игры: заключение как можно большего количества договоров между участниками на предмет совместного строительства чего-либо или же строительства/обустройства по обмену (на территории друг друга).  
Заключение контрактов — дело сугубо добровольное: обе стороны должны согласовать все пункты договора и только тогда приступать к его реализации. Бланки контрактов заготавливаются заранее (автор делал такие бланки сам, однако их могут изготовить и ребята).  
Бланк представляет собой небольшой листок бумаги (1/4 листа А4) с заранее отмеченными графами, в которые вписываются имена участников, заключивших контракт, а также суть контракта («совместное строительство парка отдыха», «работа по обмену: посадка цветов и украшение театра» и т.д.). Выигрывает участник, сумевший заключить максимальное количество контрактов.  
Хорошо было бы принять участие в подобных группах и самому психологу, демонстрируя навыки взаимодействия и сотрудничества, а также заключая контракты с менее активными участниками (сводя разницу в количестве контрактов к минимуму). 
Игра «Контракты» уместна в качестве упражнения, направленного на развитие коммуникативных навыков участников, а также на профилактику и коррекцию конфликтных отношений в конкретной мини-группе (в процессе игры участники заключали контракты и с теми одноклассниками, отношения с которыми до игры были достаточно напряженными).

Игра  «Четыре замка»

Эта игра может  быть использована на уроке как закрепляющая выработанные навыки взаимодействия и построена в соответствии с тематическим контекстом. Автором проводилась в качестве финального занятия по закреплению темы «Способы разрешения конфликта» (6 участников 9–10 лет).  
Участники занятия переносятся в сказочную реальность, и им представляются четыре замка (города-крепости) под следующими девизами: 
1. «Бьюсь до последнего!» (борьба). 
2. «От греха подальше...» (уход). 
3. «Ни нашим ни вашим» (компромисс). 
4. «Ты мне, я тебе» (сотрудничество). 
Поскольку занятие закрепляющее, учащиеся уже хорошо знакомы с этими четырьмя стратегиями. Ведущий лишь описывает жителей каждого города-крепости, их характер и привычный способ взаимодействия с другими, их достоинства и недостатки, а затем предлагает каждому выбрать один из этих замков.  
Таким образом, появляется несколько замков, причем их может быть как меньше предложенных (например, трое выбрали «Борьбу», двое «Компромисс» и один «Уход»), так и больше (например, двое выбрали «Борьбу», но не хотят жить в одном замке и т.д.). Психолог также может выбрать себе город-крепость, если тот никем не был занят. 
Далее следует обустройство городов (количество листов соответствует количеству замков). После чего ведущий объявляет, что в каждом городе будут происходить совершенно неожиданные события, и каждый правитель должен предложить свой способ решения проблемы, желательно исходя из девиза своего города.  
Каждому участнику ведущий предлагает заранее заготовленную ситуацию, сказочную по содержанию и конфликтную по сути, или же просит всех участников предложить свои способы разрешения одной ситуации (всего таких ситуаций пять-шесть).

Примеры ситуаций.

  • На территорию вашего замка пришли несчастные привидения. Их замок сгорел, и они не могут найти приюта. Может, еще и потому, что по ночам они слишком громко гремят цепями...
  • В вашем городе живут два дворянина, которые никогда вас не предадут и всегда придут на помощь. Они — ваши самые верные друзья, однако друг друга терпеть не могут. Сегодня они опять подрались на дуэли и нанесли друг другу много ран. Что делать с этими забияками?
  • Дурные новости! К вам в гости едет ваша дальняя родственница — королева Ворчана. У нее ужасный характер, она ни дня не может прожить без ссор и скандалов. Поговаривают, что она еще и ведьма...
  • Придворный звездочет предсказал, что на ваш город через неделю обрушится сильный ливень и будет идти целый месяц. Городу грозят большие разрушения! Ваш звездочет редко ошибается... 
    Группа и ведущий отслеживают, какой стратегии соответствует предложенный вариант.
 
 
 

Информация о работе Методика как игровая оболочка