Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:53, доклад

Описание работы

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Работа содержит 1 файл

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

МЕТОД РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ РОЗЕНЦВЕЙГА

Методика предназначена для  исследования реакций на неудачу  и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние  напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Оценка теста:

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразделяются на:

а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

  1. Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  2. Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  3. Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции  используются буквы: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные. Типы реакций  обозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Полученные данные в виде буквенных  выражений (Е, I, М, Е', М', I’, е, i, m) выносятся в таблицу.

«ТАБЛИЦА ПРОФИЛЕЙ»

 

OD

ED

NP

сумма

%

Е

2

9

3

14

58,3

I

0

1

0

1

4,2

М

4

4

1

9

37,5

сумма

6

14

4

24

 

%

25,0

58,3

16,6

   

 

Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

На основании профиля числовых данных составляются три основных образца.

Первый образец выражает относительную  частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. У испытуемой частоты Е – 14, М – 9, I – 1, записываются Е > М > I. Таким образом преобладают экстрапунитивные рекции.

Второй образец выражает относительную  частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОD – 6, ED – 14, NP – 4. Записываются: ED > OD > NP.

Третий образец выражает относительную  частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются так в данном случае Е > M´, M > e.

Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемой направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней. Так в исследовании у испытуемой получены оценки М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».

Третий этап интерпретации –  изучение тенденций. Изучение тенденций  может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого  к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого  к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала  для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.


Информация о работе Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга