Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:53, доклад
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразделяются на:
а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация
рассматривается как нечто
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
Для обозначения направления
Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е', М', I’, е, i, m) выносятся в таблицу.
OD |
ED |
NP |
сумма |
% | |
Е |
2 |
9 |
3 |
14 |
58,3 |
I |
0 |
1 |
0 |
1 |
4,2 |
М |
4 |
4 |
1 |
9 |
37,5 |
сумма |
6 |
14 |
4 |
24 |
|
% |
25,0 |
58,3 |
16,6 |
Полученное таким образом
На основании профиля числовых данных составляются три основных образца.
Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. У испытуемой частоты Е – 14, М – 9, I – 1, записываются Е > М > I. Таким образом преобладают экстрапунитивные рекции.
Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОD – 6, ED – 14, NP – 4. Записываются: ED > OD > NP.
Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются так в данном случае Е > M´, M > e.
Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемой направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней. Так в исследовании у испытуемой получены оценки М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим.
Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
Третий этап интерпретации –
изучение тенденций. Изучение тенденций
может иметь большое значение
в понимании отношения
В целом можно добавить,
что на основании протокола