Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:16, контрольная работа
Последовательность формирования навыков мелкой моторики. Развитие у детей мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Способы развития мелкой моторики. Упражнения для стимуляции зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации.
Введение
Под мелкой моторикой П.Л. Жиянова подразумевает работу мелких мышц рук. Развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии - развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев.
Сначала развивается стабильность, затем мобильность. Важным этапом развития является билатеральная координация - использование двух рук одновременно - умение перекладывать предмет из одной руки в другую и умение одной рукой держать, а другой обследовать объект.
Последовательность формирования навыков мелкой моторики:
От 0 до 4 месяцев. Навыки: смотрит на предмет; машет руками; следит за предметом; пытается дотянуться до висящего над ним предмета; разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет; произвольно засовывает палец в рот.
От 4 до 12 месяцев. Навыки: тянет в рот предмет, находящейся в руке; трясет вложенной в руку погремушкой; хватает предметы из рук взрослого; сам берет находящийся перед ним предмет; берет второй предмет, не бросая первый; перекладывает предмет из руки в руку; берет предмет, противопоставляя ладони большой палец; берет предмет щепотью; стучит предметом о предмет; берет мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами; использует пинцетный захват
От 12 до 24 месяцев. Навыки: опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями; перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно: вставляет стержень в отверстие; строит башню из двух кубиков; рисует каракули; зачерпывает ложкой еду; пьет из чашки, строит башню из 3-4 кубиков; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию, снимает расстегнутую одежду листает книгу по одной странице
От
24 до 36 месяцев. Навыки: поворачивает дверную
ручку; нанизывает крупные бусы; складывает
пополам бумагу; делает одно движение
ножницами; рисует, двигая всей рукой от
плеча; вырезает из бумаги простые фигуры;
раскатывает пластилин, аккуратно ест
ложкой и вилкой; чистит банан; разворачивает
фантик; пьет из чашки, держа ее одной рукой;
надевает свободную одежду.
1.
Развитие у детей мелкой
моторики и зрительно-двигательной
координации
Двигательное развитие ребёнка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики. Говоря о крупной (общей) моторике, мы имеем в виду способности сохранять равновесие и координировать движения тела. Здесь речь идёт о работе крупных мышц тела, позволяющих осуществлять движения головой, дающих возможность ходить, лазать, ползать, бегать, плавать, кататься на велосипеде и т. п. Мелкая моторика — совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости. Движение мелких мышц лица, артикуляционного аппарата и глотательной системы позволяет нам жевать, глотать и говорить. Мелкая моторика теснейшим образом связана со зрительно-двигательной координацией, т. е. способностью соотносить зрительную информацию и движение рук, тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, письмо, шитьё и т. п [6].
Любое развитие, в т.ч. и двигательное, это всегда процесс, и развитие движений рук невозможно рассматривать изолировано от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребёнка, они неразрывно связаны с другими сферами развития: подвижностью и мобильностью, когнитивным и социально-эмоциональным развитием и т. п. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координации способствуют осмысленному исследованию окружающего мира и совершенствованию внимания [1].
Навыки мелкой моторики — это результат множества сложившихся умений, которые ребёнок постепенно осваивает, а они определённым образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать всё более точные и тонкие движения [7]. Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребёнка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно-координированные навыки, ребёнку необходимо освоить базовые двигательные навыки, закладывающие фундамент на будущее. Существует общепринятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии.
Последовательность формирования навыков крупной моторики прежде всего связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать своё тело, перерабатывать сенсорные ощущения [5].
Развить мелкую моторику позволяет:
- массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью; жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
- касания ручками (это делает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ, с тем, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
- вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковка, колечки и т. п.);
-
совместные действия с
- «пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
- игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и т.п.);
- побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
- игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
- пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному [5].
Для стимуляции зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации помогают следующие рекомендации:
- приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
- при кормлении подносите грудь или соску с разных сторон — стимуляция глаз;
-
подвешивайте яркие цветные
-
используйте музыкальные
- поместите в кроватке ребёнка зеркало (небольшое), чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
- нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно из теннисного мячика), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
-
фиксируйте взгляд ребёнка «
- составьте альбом самых важных людей в жизни вашего ребёнка — смотрите альбом с фотографиями вместе с ребёнком;
- время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
-
давайте ребёнку большие,
- бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию их полёта;
-
вырабатывайте чувство высоты (безопасности),
играя с ребёнком и показывая,
как можно упасть («поехали-поехали в лес
за орехами — с горки бух») [4].