Механизмы проявления и функционирования этнопсихологических стереотипов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.

Содержание

Введение 3
1. Этностереотипы, их происхождение, виды стереотипов,функции стереотипов. 5
2. Свойства и компоненты стереотипов5
Заключение 18
Список использованной литературы. 20

Работа содержит 1 файл

Этнопсихология.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Модальные этнические стереотипы выделяются исходя из предположения, что существует модальная личность этноса. Стереотипы, касающиеся черт модальной (или базисной) личности, называют модальными этническими стереотипами. Их можно назвать также ведущими чертами этнического (национального) характера и, соответственно, ведущими этническими стереотипами.

Модальные этнические стереотипы подразделяются на две подгруппы:

1. модальные этнические автостереотипы;

2. модальные этнические гетеростереотипы.

Сильная отрицательная установка способствует порождению главным образом отрицательных модальных гетеростереотипов .

Особенности этнических стереотипов:

1. отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;

2. предельно устойчивы, но все же изменяемы;

3. не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;

4. могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов [7].

Функции стереотипов:

1. психологическая функция - упрощение и систематизация информации, сохранение и защита ценности индивида.

2. социально-психологические функции - дифференцирующая функция (стремление минимизировать различия внутри своей национальной группы, стремление максимизировать различия между различными этническими группами) регулятивная функция - стереотипы регулируют наше отношение к представителям какой-либо группы).

3. социальная функция - идиологизирующая функция, идентифицирующая, трансляционная функция .

Налчаджян выделяет следующие основные функции этнических стереотипов:

Функция экономии мышления - стереотипы, упрощают картину объективной реальности, создают категории и схемы представлений, облегчая наши мыслительные процессы.

Функция сохранения существующего общественного строя - поскольку социальные стереотипы являются устойчивыми представлениями о социальных группах и обществе, то если мы их принимаем, считая правильными («само собой разумеющимися»), тем самым мы принимаем как бы «естественность» и незыблемость той социальной реальности, в которой находимся. Тем самым мы становимся сторонниками сохранения существующего социального порядка, в частности этнической стратификации общества. Действительно, стереотипы консервативны и, если становятся мнениями и убеждениями людей, способствуют сохранению и защите общественного строя. Поэтому разрушение группы стереотипов — начало социальных изменений.

Функция выражения протеста – когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп. Таким путем люди выражают протест против неприятной реальности. Создание стереотипов – этап психологической подготовки социальных действий.

Функция искажения реальности - как мы видели уже из определения стереотипов, они нередко искажают реальность, во всяком случае, сильно упрощают ее. Это помеха па пути к научному познанию общества, этносов и межэтнических отношений. Но бывает и так, что определенные индивиды или группы людей заинтересованы именно в искажении социальной реальности, положение людей в обществе и т.п. Тогда искажающий потенциал социальных и этнических стереотипов становится их необходимой используемой функцией .

Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов — наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы — не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов — обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:

1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;

2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам [8].

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.

Этнические стереотипы часто дают старт формированию несправедливого, предвзятого отношения к какому – либо народу. Результатом этого может стать насилие, дискриминация, нарушение прав представителей другой этнической группы.


2. Свойства и компоненты стереотипов

 

Эдвардс предложил концепцию структуры этнических стереотипов, в которой выделяет в их структуре следующие четыре компонента, измерения:

1. Содержание - те характеристики или черты, которые приписываются социальной или этнической группе. Это то, что было названо познавательным блоком стереотипов;

2. Единообразие - то, в какой мере различные индивиды согласны друг с другом в том, что данная группа действительно имеет те черты, которые ей приписываются;

3. Направленность - то, что показывает, каким образом воспринимается объект стереотипа: положительно или отрицательно. Это измерение определяют по соотношению положительных и отрицательных черт, которые входят в состав стереотипа;

4. Интенсивность - уровень предубежденности по отношению к этнической группе. Эту особенность стереотипа определяют путем ранжировки тех черт, которые приписываются этой группе.

Эта концепция показывает, что стереотип не что иное, как разновидность социальной установки .

Свойства этнического стереотипа

Стефаненко среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяет их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться[9].

Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними[10].

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из основных источников стереотипов является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам индивид создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Это уже готовые определения и характеристики, даваемые различным расовым и этническим группам. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден переадаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов и убеждений. Они содержат в себе программы действий людей. После того как возникает дифференциация «мы — они» и формируются различные установки и мнения об этих группах, эти психические образования (стереотипы) начинают оказывать влияние на поведение людей. Зачастую поведение по отношению к членам другой, «не своей» группы не отличается сопереживанием и готовностью оказать помощь, а если чужая группа считается враждебной, человек может совершать агрессивные действия.

Этносоциологи связывали рост таких настроений с высоким и быстрым притоком иноэтничных мигрантов особенно в крупные города и приграничные территории. Антимигрантские настроения росли в условиях глобализации во всем мире. Особую озабоченность вызывает рост этнических предрассудков в молодежной среде. зафиксировали неблагоприятные тенденции к этнической закрытости среди молодых людей как русской, так и других национальностей, и даже готовности части их к использованию насилия.

Этнический стереотип – это вид социального стереотипа. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщённые устойчивые представления о каком-либо народе. В содержании этнического стереотипа, как правило, зафиксированы оценочные мнения, относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Помимо этого в содержании этнического стереотипа могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей определенной национальности.

Этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. Они в целом легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для того, или иного этноса черты, складывающиеся в результате межэтнического и межкультурного общения, так как только в контакте с другими этносами осознается, формируется, закрепляется нечто специфическое для данного народа и данной культуры.

Этнические стереотипы нередко воспринимаются с детства от авторитетных для ребенка людей (родителей, учителей), а затем черпаются из средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.п. Каждый этнический стереотип относится к определенной этнической группе и переносится на каждого члена этой группы, с которым усвоившие этот стереотип люди вступают в контакт. Тем самым национальные стереотипы создают базу для этнических предубеждений и могут быть использованы для теоретического подкрепления национализма. Таким образом, суть многих межэтнических конфликтов кроется в умелом манипулировании поверхностными представлениями людей. В этой связи следует отметить, что нередко этнические стереотипы создаются сознательно и становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды

Проблему этнических стереотипов в разное время развивали такие учёные, как Липпман, Тэшфел, Таджури, Кац и Брейли.

Этнические стереотипы часто дают старт формированию несправедливого, предвзятого отношения к какому – либо народу. Результатом этого может стать насилие, дискриминация, нарушение прав представителей другой этнической группы, поэтому велика необходимость иметь представление о стереотипах, царящих в современном обществе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебник для вузов / Ю.В. Аратюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов М. - М.: Инфра-М, 1999. - 573 С.

2. Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России: Учебник / В.Х. Болотоков, З.Ш. Суншев. - Нальчик: Звезда, 1997. - 415 С.

3. Гвинишвили Д.М. Краткий словарь по социологии: Учебное пособие / Д.М. Гвинишвили, И.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1989. - 479 С.

4. Грицанов А.А. Социология: Энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - М.: Эксмо, 2003. - 479 С.

5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2006. - 786 С.

6. Добреньков В.И. Социология. В 3-х т.: Т.1: Методология и история: Учебник для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 400с.

7. Лебедева Н.Е. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие для вузов / Н.Е. Лебедева. - М.: Академический проект, 1999. - 328 С.

Информация о работе Механизмы проявления и функционирования этнопсихологических стереотипов