Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 08:59, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Введение………………………………………………………………..…………………....……3
1 Память и ее значение
1. Общее представление о памяти………………………………………………….…..…….4
2. История изучения памяти……………………………………………………….…...…….5
2 Виды памяти и их особенности
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности………………..10
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности……………………..…..….12
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала…………..….13
3 Взаимосвязь и взаимодействие видов памяти человека
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти…………………………….….....15
3.2 Основные характеристики долговременной памяти…………………….…………......16
Заключение……………………………………………………………………………..…….....19
Список использованных источников……………………………………………………….....20
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.
Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р.Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации [14].
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных психических процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Сознание
того, что воспринимаемый в данный
момент предмет или явление
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
1 Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб., 1994. – 484 с
2 Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М., 1967. – 500 с
3 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1978. – 396 с
4 Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М., 1990. – 436 с
5 Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти. – М., 1967. – 489 с
6 Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 578 с
7
Как сохранить и улучшить
8 Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. – 352 с
9 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – 512 с
10 Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М., 1981. – 584 с
11 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – 487 с
12 Общая психология. / Под редакцией В.В. Богословского. – М., 1973. – 540
13 Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 1998. – 816 с
14 Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. – 528 с
15 Развитие логической памяти. / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1976. – 356 с
16 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 720 с
17 Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966. – 375 с
Информация о работе Механизмы формирования долговременной и кратковременной памяти