Механизмы формирования аддикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть механизмы формирования аддиктивного поведения. Объектом исследования явилась аддикция как форма девиантного поведения. Предметом исследования стали различные виды механизмов формирования аддикции.
В работе определены следующие задачи:
1. Кратко охарактеризовать аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности.
2. Рассмотреть эволюционный, деструктивный и связанный с начальной аномалией личности механизмы формирования аддикции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности….4
1.1. Понятие об аддиктивном поведении………………………….…4
1.2. Этапы формирования аддиктивного поведения………………..5
1.3. Модели аддиктивного поведения………………………………..6
Глава 2. Механизмы формирования аддикции…………………………...7
2.1. Эволюционный подход…………………………………………..7
2.2. Механизм формирования аддикции, связанные с
изначальными аномалиями личности……………………….….8
2.3. Деструктивный механизм формирования аддикции………….10
Заключение……………………………………………………………..12
Библиография…………………………

Работа содержит 1 файл

аддикция.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Личности, имеющие такие аномалии, как маниакально-дипрессивный психоз, склонны к расторможенности влечений. В силу этого они легко заводят легкомысленные связи, попадают в компании случайных лиц, где и приобщаются к употреблению психоактивных веществ и наркотиков. Эти вещества, повышая настроение, психомоторную активность существенно облегчают состояние больного. При этом возникает установка на повторное их употребление.

Такая аномалия личности как умственная отсталость (олигофрения) характеризуется снижением интеллекта, недостаточной критикой, общим психически недоразвитием разной степени выраженности. Аддикции подвержены лица с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Из-за легкой внушаемости, снижения критики при умственной отсталости начинают употреблять  ПАВ, алкоголь и т.п. в компании сверстников или старших. Движущим мотивом является любопытство, подражательство.

Таким образом, механизм формирования аддикции, связанный с изначальной аномалией личности, основывается на низком самоконтроле, легкой внушаемости, склонности к подражательству.

 

2.3. Деструктивный механизм формирования аддикции

Этот механизм связан с формированием деструктивного поведения. Субъективными причинами такого поведения может стать отношение самой личности к социальным нормам. В психологическом плане аддиктивное поведение – своеобразная регрессивная форма психологической защиты. Аддикция формируется в тех случаях, когда защитные функции являются неадекватными, что ведет к деструктивному поведению. Примером неадекватной защиты является отрицание наличия проблемы. Реакция отрицания – это отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случилось». Такой вид защиты может проявляться в состоянии, вызванном приемов ПАВ или алкоголя. Деструктивный  уход от проблем закрепляется положительными эмоциями, что способствует формированию аддиктивного поведения.

Типология деструктивного поведения как варианта аддикции выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае  это внешнедеструкивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, моральных, этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение в свою очередь делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения делаемых эмоций. Все формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения, снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аддиктивное поведение детей и подростков – это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.

Аддиктивное поведение – вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или  физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Однако грань между аддиктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер.

Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются:

-         нервно-психическая неустойчивость;

-         акцентуации характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу;

-         поведенческие реакции группирования;

-         хобби-реации;

-         реакции эмансипации.

Мы рассмотрели три вида механизмов формирования аддикции. Он имеют различную основу, но приводят к одному результату – формированию зависимого поведения. Было установлено, что появление аддикции оказывает большое влияние фактор наследственности. Поразив организм родителей, алкоголизм или наркомания пагубно влияют и на ребенка: не генном уровне передается положительное отношение к употреблению ПАВ, наркотикам и т.п. Деструктивное решение проблем, деструктивные цели, поставленные самой личность, способствую формированию аддикции. И, наконец, изначальные аномалии психического и личностного развития способствую появлению того или иного типа зависимости.

                           

 

                                Библиография

1.       Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

2.       Егоров А.Ю. Возрастная наркология. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

3.       Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Академия, 2003.

4.       Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Академия, 2001.

5.       Минко А.И. Наркология в вопросах и ответах. – Харьков: Торсинг, 2003.

6.       Нейк А. Наркотики. – М.: В. Секачев, 2001.

7.       Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1990.

 

 

 



[1] Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1990, с. 276.

[2] Минко А.И. Наркология в вопросах и ответах. – Харьков: Торсинг, 2003, с. 56.

[3] Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003, с. 27.

[4] Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Академия, 2003, с. 46.

[5] Нейк А. Наркотики. – М.: В. Секачев, 2001, с. 4.

[6] Егоров А.Ю. Возрастная наркология. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002, с. 58.


Информация о работе Механизмы формирования аддикции