Механизм формирования межличностной привлекательности. Симпатия-антипатия, притяжение-отталкивание. Межличностная аттракция. Самопрезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:54, доклад

Описание работы

Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д.
Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н. Н. Обозова.

Работа содержит 1 файл

Социальная психология.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

       Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической  насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство  юмора и общительность.

       Взрослые  в дружеских отношениях больше ценят  отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения  в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как  важнейший признак дружбы несколько  ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности».

       Дружеские отношения у старшего поколения  большей частью связаны с семейными  узами и людьми, которые имеют  одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

       Недостаточно  изучена проблема критериев дружеских  отношений. Одни исследователи относят  к ним взаимопомощь, верность и  психологическую близость, другие указывают  на компетенцию в общении с  партнерами, заботу о них, поступки и предсказуемость поведения.

       Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс. Высказываются противоречивые мнения по поводу того, является ли данный феномен процессом или свойством.

       Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

       В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень) , проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

       Второй  уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

       Третий  уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979), В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом.

       Общеизвестно, что межличностные отношения  быстро развиваются (проходят все этапы  вплоть до доверительного) в определенных местах (например, в больнице, поезде к др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.

       Значение  временного фактора в интерперсональных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются. 

       Самопрезентация личности

       Самопрезентация личности – это процесс, который позволяет нам показаться в самом лучшем свете. Это то, как вы выглядите, как пахнете, как говорите и двигаетесь – все ваши действия, которые способен оценить другой человек.

       Большинство людей зависимы от мнения окружающих, будь то случайные попутчики в  метро или старые друзья, нам важно  знать, что о нас думают хорошо, что нас ценят, что мы нравимся. Именно это оценочное суждение толкает  нас на разного рода поступки, которые помогают окружающим составить о нас то или иное мнение.

       Часто бывает, что, желая понравиться, человек  делает что-то такое, что раз и  навсегда отталкивает людей от него. Это зависит от умения подать себя, которым владеют не все. Другие же, напротив, располагают к себе буквально  с первого слова или жеста. Это природное обаяние и подкупает. Если в вашей работе и личной жизни  не хватает именно этого навыка, пришло время учиться ему.

       Эффективная самопрезентация

       При знакомстве или во время важной встречи  результат, которого вы ждёте, во многом зависит от вас. Делаете ли вы деловое  предложение или предложение  руки и сердца, согласие человека будет  складываться из многих факторов. Особенно тяжело бывает замкнутым мало общительным людям.

       Если  вы именно такой, то начинать придётся с малого. Специалисты по общению  – как деловому, так и интимному, считают, что человек не может  наладить коммуникативные навыки с  познания себя. Поэтому займитесь  тем, что поможет вам непредвзято  взглянуть на себя. Помогут откровенные  беседы с близкими, йога, занятия с психологом. Нужно это для того, чтобы вы научились лучше разбираться в людях, что невозможно без познания и принятия себя, как личности.

       Затем следует осознать, что если только вы не профессиональный актёр, то вам  лучше быть таким, какой вы есть, а не казаться тем, кем вы бы быть хотели. Фальшь очень легко распознать, а это может свести все ваши усилия по установлению контактов на нет. Поэтому не бойтесь быть самими собой, даже если вам кажется, что вы не можете быть интересным. Старайтесь быть таким, каким бы хотели видеть окружающих. Если вам нравится видеть вокруг себя улыбчивых дружелюбных людей – будьте таким, если вы хотите видеть рядом сочувствующих и сострадающих – будьте таким.

       Если  же общение с новыми людьми не является для вас проблемой, вы легко находите общий язык практически со всеми  и не испытываете страха перед  выступлениями, то проделанная работа будет гораздо меньше.

       Прежде  всего, в каждом конкретном случае важно  определять аудиторию, на которую будет  рассчитана ваша самопрезентация. Не важно, будут ли это новые знакомые в баре или новые клиенты, главное, чтобы вы чётко знали, на кого распространять своё обаяние.

       Далее есть два варианта поведения. Первый – вы подстраиваетесь под аудиторию. Допустим, вы находитесь в незнакомой компании, в которую хотели бы влиться. Это достаточно сложно сделать, но один эффективный способ есть. Вы должны перенять основные черты характера  и поведения тех людей, которым  хотите понравиться. Это могут быть характерные жесты, тембр речи и  темп голоса, определённые темы и т.д. Стоит лишь немного понаблюдать  за поведением окружающих, и вы без  труда увидите, что им интересно  и то, что их объединяет. От вас  требуется только одно – стать  похожим на них.

     Но  такой способ работает не всегда, а  иногда и вредит. Поэтому важно  уметь обратить на себя внимания и  другими способами. Например, стать  лидером, доминирующим лицом, что особенно важно на деловых переговорах. Вы презентуете себя, как явного лидера, чей авторитет не обсуждаем. Уверенные  движения, низкий и достаточно сильный  голос, чёткие бескопромиссные фразы помогут вам в этом. Но стоит знать, что такой способ работает только в том случае, если вы находитесь среди людей, где больше нет претендентов на место лидера, иначе борьба за него вам обеспечена.

       Самопрезентация поможет вам настроить окружающих на то видение вас как личности, которое вам наиболее выгодно. Иногда даже в обычном магазине или государственной конторе требуется всё обаяние, чтобы получить заветный товар или услугу быстро. Незнакомые же люди не могут почерпнуть информацию о вас, кроме той, что вы им даёте, поэтому если вы выглядите и ведёте себя, как приятный и добродушный или жёсткий и властный человек – вы и будете таким для них.

Информация о работе Механизм формирования межличностной привлекательности. Симпатия-антипатия, притяжение-отталкивание. Межличностная аттракция. Самопрезе