Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:25, контрольная работа
Психология получила статус науки благодаря эксперименту и использованию математики при обработке экспериментальных данных и психологических исследований. Математика в психологии служит таким логическим инструментом доказательства, давая возможность научного понимания психологических закономерностей и более глубокого их анализа Математическая статистика - область современной математики, основанная на теории вероятностей и занятая поиском законов изменения и способов измерения случайных величин, обоснованием методов расчетов, производимых с такими величинами.
Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных экспериментальных данных. Приступая к вторичной статистической обработке, исследователь прежде всего должен решить, какие из различных вторичных статистик ему следует применить для обработки первичных экспериментальных данных. Решение принимается на основе учета характера проверяемой гипотезы и природы первичного материала, полученного в результате проведения эксперимента. Если экспериментальная гипотеза содержит предположение о том, что в результате проводимого психолого-педагогического исследования возрастут (или уменьшатся) показатели какого-либо качества, то для сравнения до - и постэкспериментальных данных рекомендуется использовать критерий Стъюдента или χ2-критерий. К последнему обращаются в том случае, если первичные экспериментальные данные относительны и выражены, например, в процентах.
Если
экспериментально проверяемая гипотеза
включает в себя утверждение о
причинно-следственной зависимости
между некоторыми переменными, то её
целесообразно проверять, обращаясь
к коэффициентам линейной или
ранговой корреляции. Линейная корреляция
используется в том случае, когда
измерения независимой и
Иногда гипотеза включает предположение о том, что в результате эксперимента возрастут или уменьшатся индивидуальные различия между испытуемыми. Такое предположение хорошо проверяется с помощью критерия Фишера, позволяющего сравнить дисперсии до и после эксперимента. Результаты количественного и качественного анализа материала, полученного в ходе проведения эксперимента, первичной и вторичной статистической обработки этого материала, используются для доказательства правильности предложенных гипотез. Выводы об их истинности являются логическим следствием доказательства, в процессе которого в качестве основного аргумента выступает безупречность логики самого доказательства, а в качестве фактов - то, что установлено в результате количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Факты в ходе
доказательства обязательно должны
соотноситься с гипотезами. В процессе
такого соотнесения выясняется, насколько
полно имеющиеся факты
В заключении хочется сказать , что психологу никогда не бывает скучно , потому что он всегда изучает и исследует – людей , ситуации , самого себя. Он постоянно ищет свой путь в выявлении новых закономерностей и фактов. Методы математической статистики могут оказать на этом пути неоценимую помощь , но они лишь средство . которое не должно заслонить собою цель. Необходимо помнить , что достоверная статистическая тенденция – это всё же не психологическая закономерность , что могут быть закономерности более высокого порядка , чем те что выявляются с помощью математических методов.
Если продолжить аналогию С.Стивенса с верёвочной лестницей , то мы используем верёвочную лестницу чтобы подняться наверх , хотя знаем , что и без неё можем летать. Главное чтобы из-за привязанности к верёвочной лестнице мы не утратили этой способности к полёту.[7; 304].
Информация о работе Математические методы в психолого-педагогическом исследовании